Святые



Михаил Черниговский, благоверный князь

  
Ф.И.О.:  Михаил Всеволодович
  

 
Житие

Михаил, благоверный князь Черниговский, сын Всеволода Чермного. В 1206 г. получил он от отца княжество Переяславское, но когда Всеволод вынужден был бежать из Киева, сын его удалился в Чернигов. В 1224 г. Михаил был послан великим князем Георгием II княжить в Новгород. Княжение его было мирно и счастливо. Он был заступником Новгородцев даже пред великим князем. Народ любил Михаила, но сам князь, считая себя пришельцем и стремясь душею к своей отчизне, оставил Новгород в 1225 г. Прибыв в Чернигов, он обрел опасного неприятеля в лице Олега Курского и требовал помощи от вел. кн. Георгия, своего зятя, который сам привел к нему войско. К счастью, Киевский митрополит Кирилл отвратил войну, примирив враждующих. После этого Михаил спокойно княжил в Чернигове. В 1229 г., узнав о задержании послов Новгородских в Смоленске, Михаил немедленно поехал в Новгород, где народ принял его с единодушно с восклицаниями радости. Устроив там все дела и оставив Новгородцам юного сына своего, Ростислава, князь возвратился в Чернигов. В 1235 г. Михаил и союзник его, Изяслав Владимирович, внук Игоря Северского, завладели Киевом и обложили данью всех иноземцев, в городе сем обитавших. Изяслав остался там княжить, а Михаил поспешил вступить в область Галицкую и занять ея столицу. Посадив Ростислава из Новгорода в князи Галичу, Михаил снова овладел Киевом, но убиение в 1240 г. послов хана Мангу, которые предлагали Киевлянам мир, заставило Михаила оставить Киев и бежать в Венгрию, куда отправился также и сын его, Ростислав. Король Венгерский худо принял изгнанников, отказал Ростиславу в руке дочери своей и велел им удалиться. Избегая мести Татар, Михаил ездил из земли в землю. Ограбленный Немцами близ Сирадии, он возвратился в Киев и жил на острове напротив развалин этой древней столицы, потом вновь переселился в Чернигов. Между тем, Ростислав сумел-таки снискать дружбу Венгерского короля Бела IV, и король выдал за него в 1246 г. дочь свою. Тогда Михаил, думая найти в родственнике верного союзника, прибыл вторично в Венгрию и предложил королю вооружиться против Татар, избавить храмы и народ христианский от ига иноверцев, но вместо радушия встретил холодный прием. Огорченный, Михаил возвратился в Чернигов, где сановники ханские переписывали тогда скудный остаток народа и налагали на всех дань поголовную. Они велели Михаилу ехать в орду. Надлежало покориться необходимости. Приняв от духовника благословение и запасные Св. Дары (ковчежец с Телом и Кровью Христовою на случай смертельной опасности), он с боярином Феодором и юным внуком Борисом Васильковичем Ростовским, прибыл в стан к Монголам. Он хотел уже вступить в шатер Батыев, но волхвы (или жрецы) требовали, чтобы он прошел сквозь разложенный перед ставкою ханскою "священный" огонь и поклонился их кумирам. "Нет!" - сказал Михаил, - "я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных, но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам". Услышав о том, Батый объявил ему чрез своего вельможу, что должно повиноваться или умереть. "Да будет!" - ответствовал князь. Готовый на смерть, он вынул Дары, причастился Св. Таин с любимцем своим, Феодором, и пел священные псалмы Давидовы. Напрасно юный Борис и вельможи убеждали Михаила, брали на себя сей грех и покаяние, если он, следуя примеру других князей, согласится исполнить волю Батыеву. "Прочь слава мира сего!" - воскликнул князь, сбрасывая с себя мантию. По данному знаку убийцы бросились на него, били его в сердце и топтали ногами. Бояре Российские безмолвствовали от ужаса. Один Феодор стоял спокойно и ободрял терзаемого князя. Желая, быть может, прекратить Михаилово страдание, какой-то отступник веры христианской, именем Доман, житель Путивля, отсек ему голову. "И отверже ю прочь от тела", - по слову летописи, - "еще слово глаголющу: христианин есмь!" Сам Батый удивлялся твердости Михаиловой и назвал его великим мужем. Боярина Феодора постигла та же участь: раздираемый на части варварами, он славил благость небесную и свою долю, и принял венец мученика. Тела их, брошенные на снедение псам, были сохранены усердием Россиян. Церковь причислила к лику святых и великодушного князя, и верного боярина его. Они были умерщвлены в 1246 г., сентября 20-го, и погребены в Чернигове. Потом, чрез несколько лет, святые мощи их были перенесены в Москву и в храме, во имя их созданном (что был в Кремле на Тайницких воротах) положены 14-го февраля. Оттуда перенесены они в 1770 г., августа 25-го, в Сретенский собор, а в 1774 г., ноября 21-го, - в Архангельский и положены там в серебряную раку. В надписи на раке перечислены были главные деяния императрицы Екатерины II и то, что рака сделана ею в благодарность свв. мученикам при заключении мира с Турциею. В 1812 г., во время нашествия французов, сия великолепная рака была утрачена, но усердием Московских жителей снова устроена для мощей гробница, в которой и поныне почивают останки свв. угодников. Церковь совершает память блгв. кн. Михаила и боярина его, Феодора, февраля 14-го и сентября 20-го.

Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"