Что нужно знать при общении с коллекторами

>> Культура >> 25.09.2020

Когда оформляешь беспроцентный займ или другую выгодную ссуду, редко думаешь о том, что с возвратом долга возникнут проблемы. К сожалению, такие форс-мажоры возникают чаще, чем хотелось бы. Почти всегда можно уладить ситуацию с помощью пролонгации, реструктуризации или нового кредита, но многие заемщики игнорируют эти варианты, как будто дожидаясь встречи с коллекторами.

Что должен знать должник

Классический образ коллектора выглядит устрашающе. В воображении рисуется мощный парень с богатым криминальным прошлым, готовый в любой момент применить физическую силу или даже пытки. На самом деле закон запрещает подобную деятельность людям, имеющим непогашенные судимости. Первое, что должен сделать заемщик при знакомстве – проверить документы и полномочия коллекторов. Кредитор обязан в течение рабочих 30 дней уведомить клиента о передаче долга в другую организацию. Пока этого не произошло, обращения с требованием вернуть деньги нужно игнорировать.

При личной встрече представитель коллекторской организации должен представить:

  • паспорт или другое удостоверение личности;
  • информацию о своей компании, включая копию свидетельства о внесении в госреестр;
  • доверенность, подтверждающую его полномочия;
  • сведения о задолженности, включая начисленные штрафы.

Коллектор имеет право встречаться с заемщиком, звонить ему и отправлять сообщения. Однако это должно происходить в пределах, обозначенных действующим законодательством.

Права представителей коллекторской компании

Согласно закону № 230-ФЗ, коллекторы могут приходить к должнику по домашнему адресу, но не чаще одного раза в неделю. Звонить по телефону и отправлять SMS разрешено только в рабочие часы. Общение с родственниками и знакомыми допускается только с письменного согласия заемщика, причем последний в любой момент может от этого отказаться. Коллекторским агентствам нельзя взаимодействовать с должником, если человек официально признан банкротом. Это относится и к недееспособным лицам, имеющим на руках соответствующие документы, например подтверждение I группы инвалидности или справку о длительном пребывании в больничном стационаре.

Через 4 месяца с момента передачи долга клиент вправе оформить отказ от взаимодействия. В таком случае коллекторская компания обращается в суд, который, как правило, признает справедливость претензий кредитора. После этого предстоит общение с приставами, часто заканчивающееся блокировкой карт и банковских счетов. О новых кредитах, естественно, тоже придется надолго забыть.

Ограничения деятельности коллекторов

На должников часто оказывают чрезмерное психологическое давление, и многие воспринимают это как норму. Необходимо помнить, что закон о коллекторах четко регламентирует деятельность подобных организаций. Сотрудникам этих фирм запрещено:

  • угрожать применением физической силы и причинением ущерба;
  • использовать оскорбляющие выражения и другие методы психологического давления;
  • вводить собеседника в заблуждение по правовым вопросам;
  • использовать методы, опасные для здоровья и жизни должника или его близких;
  • наносить вред имуществу.

Телефонные звонки могут поступать максимум раз в сутки, не чаще двух разговоров в неделю. Тревожить клиента и его знакомых после 22:00 (в выходные – 20:00) запрещается. Для сообщений лимит увеличен вдвое – 2 за сутки и 4 за неделю. К сожалению, на практике сотрудники коллекторских организаций часто нарушают эти требования. Более того, иногда они позволяют себе действия, носящие откровенно хулиганский и даже уголовный характер. В таких ситуациях нужно действовать решительно, так как закон полностью на стороне человека, подвергающегося подобному давлению.

Как действовать против чрезмерно агрессивных коллекторов

Если представитель коллекторской компании нарушает регламент общения с клиентом, ему грозит административная или уголовная ответственность. Для этого должнику нужно подать жалобу с приложением фото, аудио- или видеоматериалов, подтверждающих нарушения закона № 230-ФЗ. Например, это может быть запись разговора или распечатка поступивших звонков (превышение разрешенного количества).

Жалобы принимают в Роспотребнадзоре, ФССП, правоохранительных органах и прокуратуре. Кроме того, такие заявки рассматривают Роскомнадзор и Центральный банк. Судебное разбирательство с коллекторами даст результат, если у истца есть четкие свидетельства чрезмерного психологического давления. Аудио и видео с угрозами обычно достаточно для признания вины. Обратиться в суд также могут родные и знакомые клиента, не имеющие отношения к кредиту. Регулярные звонки с рассказами о чужих долгах и ужасающих последствиях за их неуплату трактуются как вмешательство в личную жизнь (ст. 137). Если суд признает доказательства весомыми, коллектору грозит штраф.

Заключение

Как видим, деятельность коллекторов несет множество рисков для самых исполнителей. Главное для должника – соблюдать спокойствие и не реагировать на провокации с излишней эмоциональностью. Однако не стоит забывать и о том, что деньги рано или поздно нужно отдавать. Если компания законно выкупила долг у кредитора, она вправе взыскать эти средства через суд. Общение по таким вопросам должно проходить в цивильных рамках. Так как коллектор сам заинтересован в получении денег, он может предложить заемщику различные варианты возврата, исходя из сложившейся у того жизненной ситуации. Обращаться в суд и дожидаться результатов работы приставов зачастую приходится долго. Должнику в свою очередь тоже выгоднее воспользоваться одной из предлагаемых схем оплаты. Судебные разбирательства точно обойдутся дороже.