Миряне



Троицкий Иван Гаврилович

  
  

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Троицкий Иван Гаврилович (23.06.1858, с. Волганино Краснослободского у. Пензенской губ.— 1929), гебраист, богослов.
Получил религ. образование в духовном училище и духовной семинарии. В 1878 поступил в Петерб. духовную акад. На 4-м курсе в течение 1 года был слушателем лекций по древнеевр. яз. на фак. вост. яз. Петерб. ун-та.
По окончании Акад. (1882) служил преп. Курской духовной семинарии. С сент. 1883 — приват-доц., а с 1884 — доц. Петерб. духовной акад. по каф. евр. яз. и библейской археологии. В 1885 защитил дис. на степень магистра богословия по теме "Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время судей". В 1904 за соч. "Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, его происхождение и значение в истории эсхатологических представлений" удостоен степенью д-ра. С 1891 — экстраорд., с 1904 — орд., с 1910 — заслуж. орд. проф. Духовной акад. по каф. евр. яз. и библейской археологии. В 1914 его соч. "Библейская археология" удостоена Макарьевской премии. В 1914—15 учеб.г. Т. был избран почет. чл. Акад. В период службы в Акад. был инспектором, чл. правления, пом. ред. "Христ. чтений" и "Церк. вест.", несколько мес. и.о. ректора Акад. Состоял секр. Петерб. духовного ценз. к-та, чл. учеб. к-та Св. Синода. Входил от Акад. в состав комис. по изданию славян. Библии. Чл. Рус. археол. о-ва. Т. был участником процесса А.Бейлиса — в кач-ве чл. богослов. экспертизы со стороны защиты, где отрицал ритуальные убийства среди евреев.
Был награжден орденами Станислава 1-й и 2-й степени, Анны 2-й степени, Владимира 3-й и 4-й степени, имел чин д.ст. сов.
В сов. период, после закрытия в 1918 Духовной акад. непродолжит. время в течение 1919 был советником правления 2-го Гос. ун-та и в 1919—22 — внештат. сотр. ("без особого вознаграждения") Гос. Ин-та мед. знаний, где и.о. зав. б-кой.
С 16 мая 1920 избран на должность науч. сотр. (впоследствии б-рь, гл. б-рь) Публичной библиотеки, с возложением на него заведования Отд-нием вост. яз. В этой должности состоял до 1928, когда в связи с болезнью (правосторонний паралич с потерей зрения) был уволен из Б-ки с 15 дек. с возбуждением ходатайства о назначении акад. пенсии. Ходатайство было удовлетворено.
Являясь учеником крупнейшего рус. семитолога Д.А.Хвольсона, проф. ун-та, преподававшего и в Петерб. духовной акад., Т. воспринял традиции рус. науч. ориенталистики и в дальнейшем сам стал ее достойным продолжателем. Особое внимание уделял изучению древнеевр. яз. и библейской археологии, а также др. аспектов гебраистики и древневост. эпиграфики.

Труды.:
Значение еврейского языка в научном отношении // Христ. чтение. 1884. Вып.5/6; Психологические и исторические условия сохранения священного предания у древних евреев // Сердечный привет: Сб. ст. в память пятидесятилетия служения митрополита Исидора. СПб., 1884; Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время судей. СПб., 1885 (2-е изд. 1886); Лекции по библейской археологии: [Литогр. конспекты]. СПб., 1887 (многочисл. переизд. до 1913); Результаты исследований о хеттейских памятниках, добытые в западноевропейской литературе // Христ. чтение. 1887. Вып.5/6; Ученая деятельность протоиерея Герасима Петровича Павского // Там же; Силоамская надпись // Там же. Вып.7/8; Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины конца XII века… СПб., 1889 (изд.); Происхождение и значение прилагаемого в Евангелиях и книге Деяний апостольских к имени Господа Иисуса Христа названия "Назорей" и "Назоритянин" // Церк. вест. 1891. №11; Критический обзор главнейших систем по дешифрованию и объяснению хеттейских надписей. СПб., 1893; Отзыв об удостоенном премии митрополита Макария сочинении "Христианская Нубия…" // Христ. чтение. 1893. Вып.5/6; Две древнесемитические надписи, найденные при раскопках в Сенджирли // Там же. 1895. Вып.6; Толкование на книгу святого пророка Исайи. СПб., 1895; Грамматика еврейского языка. СПб., 1897 (2-е изд. 1908); Вновь открытая гезерская надпись // Христ. чтение. 1899. Вып.3; Талмуд. Мишна и Тосефта / Крит. пер. Н.Переферковича. Т.1 (кн.1 и 2) 1899г.: [Рец.] // Там же. 1899. Вып.5; О Талмуде, его происхождении, составе и употреблении у современных евреев // Там же. 1901. Вып.7; О сионизме в современном иудействе // Там же. 1903. Вып.5; Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, его происхождение и значение в истории эсхатологических представлений. СПб., 1904; Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Сергиев Посад, 1906; Библейская археология. СПб., 1913.

Литература:
Брокгауз; ЕЭ; Памятные книжки СПб. Духовной акад., 1900—16; Христианство: Энц. слов.: В 3 т. М., 1995. Т.3.
Арх.: Арх. РНБ. Ф.10/1; Ф.10/4—41; ЦГАЛИ СПб. Ф.97, оп.1, д.101, 493.

Ю.П.Вартанов (http://www.nlr.ru:8101/ar/staff/troic.htm)


Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"