Архиереи



Леонтий, св.

  
  
Сан:  епископ
Место:  погребения: Ростовский Успенский собор, Ярославская епархия
Дата смерти:  11 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Св. Леонтий, епископ Ростовский и Суздальский.
О происхождении святителя существуют различные мнения. Одни считают его русским, другие греком. Эти разногласия некоторые из историков объясняют следующим. Леонтий в молодости получил хорошее школьное образование, а затем был послан продолжить свое образование в Константинополь. Это обстоятельство послужило основанием мнения о его греческом происхождении. Полагают, что и монашество он принял в Константинополе.
Около 1032 г. возвратился в Россию и пришел в Киево-Печерскую Лавру к преп. Антонию. Около 1051 г. хиротонисан во епископа Ростовского. По выражению Симона, епископа Владимирского, он был первопрестольным, в том смысле, что первый из печерских иноков возведен на святительский престол, следовательно, не позже 1051 года, когда удостоился епископского сана и второй из постриженников преподобного Антония - блаженный митрополит Иларион.
Трудный путь предстояло пройти святителю в Ростове. Там еще в основном господствовало язычество. Закоренелые ростовские язычники не хотели и слушать евангельского слова святителя. Однако святитель не падал духом. Поселившись при соборном храме, он, прежде всего, занялся просвещением клира церковного. В назидание клиру им было написано "поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимьи им давати по заповедем и правилом святых отец". Одновременно с "наказанием" клириков св. Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам-язычникам из многолюдного племени дикой чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их. Несколько раз его прогоняли от себя, потом совсем изгнали из города. Тогда он построил за городом деревянный храм во имя св. архистратига Михаила, поселился около него и стал приглашать к себе детей, кормил их и ласкал. Дети охотно шли к нему, он учил их началам христианской веры и крестил. За детьми приняли христианство и некоторые из родителей. Успех его миссионерской деятельности ожесточил сердца ростовских язычников, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. Он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися по его приказанию в священные одежды, вышел из храма к народу.
Пораженные мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мертвые, лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, св. Леонтий восстановил их и исцелил. По увещанию его они приняли св. веру и крестились. С того времени церковь в Ростове стала расти.
О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы. По одним он скончался в мире, по другим - убит толпою язычников. Одни относят дату кончины к 1070 г., другие - к 1073 г. Е. Голубинский говорит, что он скончался около 1077 г. Летописцы молчат о времени представления великого святителя; по всей вероятности можно полагать, что св. Леонтий умерщвлен в 1073 году. При великом князе Андрее и Ростовском епископе Несторе 12 мая 1164 г. был заложен каменный собор и при копании рвов, 23 мая обретены мощи ростовских епископов Леонтия и Исаии. Как говорит древнее известие, "нашли гроб, покрытый двумя досками; в недоумении открыли гроб и увидели лице (Леонтия), светящееся славою; ризы на нем как вчера надеты; столько лет минуло и не изменилось священное тело его". В руке он держал свиток, на котором написаны были пресвитеры и диаконы, поставленные его рукой.
Празднование св. Леонтию в день открытия мощей его установлено Иоанном, епископом Ростовским, с благословения митрополита Феодора. Князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал каменную гробницу. Единственная во всем мире, вылитая из золота, рака святителя похищена поляками в 1609 году и с того времени мощи великого святителя почивали под спудом в южном приделе Ростовского Успенского собора. В том же соборе находилась небольшая икона Спаса на Убрусе, весьма древнейшего византийского письма. Народное предание почитает ее келейной св. Леонтия.
В древних рукописных житиях св. Леонтия описано много чудотворений.
Память св. Леонтия церковь празднует 23 мая.

Литература:
Ключевский Древне-русские жития святых, как исторический источник. М., 1871, с. 3-22.
М. Макарий И. Р. Ц., т. II, с. 23-24, 315-317.
Титов А. А. Жит. св. Леонтия, еп. Ростовского. М., 1893.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 141.
Срезневский И. Древние пам. рус. письма и яз. (X-XIV вв.), 2-е изд., 1882, с. 120, 142.
Никольский Н. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.), с. 210-211.
Эристов Словарь историч. о святых. СПб, 1836, с. 167-168.
Барсуков Н., с. 323.
Голубинский Е. И. Р. Ц., т. I, перв. пол., с. 201, 202, 757, втор. пол., с. 433.
Каманин И. Зверинецкие пустыни в Киеве. Киев, 1914, с. 40-42, 133, 137, 139.
Архангельский Н. Новооткрытые Зверенец. пещеры. Киев, 1915, с. 15.
Самбикин Д. Месяцеслов св. тв., 1899, вып. IX, ч. II, май, с. 123-129.
Едлинский М. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю русскую. СПб, 1895, с. 143-145; 4-е изд. СПб, 1901, т. I, с. 148-151.
Толстой М. В. Древн. свят. Ростова Великого, 2-е изд. М., 1860, с. 25, 33, 34, 35 и прим. 13.
Его же Рассказы из И. Р. Ц., с. 47-49.
Пимен, с. 335 (примеч.).
Булгаков, с. 1417.
Строев П., с. 329.
Летопись Е. А., с. 391.
Святая Русь, № 615.
Ярослав. еп. вед., 1892, № 33, 1888, № 41, с. 641-656; № 42, с. 657-660; № 43, с. 673-686; № 45, с. 705-715, 1889, № 29.
Душеп. чтение, 1885, май, с. 44-66.
Прав. собес., 1858, март, с. 420-431; февраль, с. 297-318, 1898, октябрь, с. 484, 1901, май, с. 302-303.
Истор. вестн., 1886, т. 23, с. 76.
Изв. Казан. еп., 1885, № 7, с. 144.
Рус. палом., 1991, № 22, с. 347.
БЭС, т. II, с. 1519.
РБС, т. X, с. 221-223.
Н. Д., с. 22.

 
Библиография

   1   Святой Леонтий, епископ Ростовский / "Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии". Ярославль. 1896 год. Ярославские Епархиальные ведомости. Ярославль. 1991 . № 6. с. 5..
  

Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"