Архиереи



Леонтий (Лебединский)

  
Ф.И.О.:  Лебединский Иван Алексеевич
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Леонтий (Лебединский Иван Алексеевич), митрополит Московский.
Родился 22 января 1822 года в семье священника с. Новой Калиты, Острогожского уезда, Воронежской епархии.
Начальное образование получил в Павловском духовном училище, а среднее в Воронежской духовной семинарии, в которой кончил курс с отличным успехом в 1843 году. В этом же году на публичном экзамене в семинарии присутствовал Воронежский архиепископ Антоний (Смирницкий); он так был растроган воодушевленной речью даровитого воспитанника Ивана Лебединского, что с особенным чувством благословил его и, возложив руки на голову оратора, заметно для всех присутствовавших на экзамене, прочитал какую-то молитву. Этот знаменательный факт был предуказанием будущего высокого назначения молодого воспитанника семинарии.
Осенью 1843 года он поступил в СПБ духовную академию.
17 мая 1847 года пострижен в монашество, 8 июня - рукоположен во иеродиакона, а 18 июля - во иеромонаха.
По окончании академии со степенью магистра богословия в этом же году назначен профессором и помощником ректора СПБ духовной семинарии, а затем в том же 1847 году - профессором богословия Киевской духовной семинарии.
С 20 марта 1851 года - инспектор той же семинарии.
С 28 января 1852 года - инспектор Киевской духовной академии.
15 февраля 1853 года возведен в сан архимандрита.
С 30 мая 1856 года - ректор Владимирской духовной семинарии.
С 9 июня 1857 года - ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря.
С 17 мая 1859 года - ректор СПБ духовной семинарии, будучи в то же время членом конференции духовной академии и внешнего академического правления.
13 марта 1860 г. хиротонисан во епископа Ревельского, вик. СПБ митрополии.
В августе следующего 1861 года Преосвященный Леонтий послан был Св. Синодом на освящение новосозданного трудами известного протоиерея Иосифа Васильева в Париже храма во имя Александра Невского, которое совершено было им 30-го августа с большой торжественностью. Произнесенное при сем случае Преосвященным Леонтием слово было переведено на французский язык и напечатано.
Преосвященный Леонтий был первый русский архиерей, который побывал в Европе; он очаровал как французов, так и русскую колонию в Париже своим умом и обаятельным обращением, которое, по замечанию очевидцев, ускорило переход в православие известного ученого аббата и доктора богословия Владимира Гетте, умершего православным священником.
В 1861-1862 гг. Преосвященный Леонтий состоял членом губернского присутствия по обеспечению духовенства С.-Петербургской епархии и председателем епархиального комитета по обсуждению вопросов программы по делам православного духовенства, председателем историко-статистического Комитета для описания С.-Петербургской епархии и Комитета для рассмотрения положения о преобразовании духовных училищ.
20 декабря 1863 г. Преосвященный Леонтий назначен был Подольским епископом. В этой епархии он много сделал полезного. Им постепенно увеличено было содержание наставников духовной семинарии, улучшены школьный быт и обстановка воспитанников семинарии, для развития вкуса которых к церковной живописи открыт был класс иконописи.
В 1864 году он открыл в г. Каменце училище для девиц духовного звания и преобразовал Тульчинское женское училище, незадолго перед тем открытое по инициативе известного Петербургского протоиерея В. Гречулевича, впоследствии Могилевского епископа Виталия. С улучшением материального быта духовенства он возвысил умственный и нравственный уровень его, уделив много внимания к искоренению следов униатских особенностей из религиозной, общественной и частной жизни духовенства. Своим нравственным влиянием Преосв. Леонтию удалось значительно перевоспитать духовенство Подольской епархии, хотя в письме от 20 ноября 1872 г. к своему земляку, архиепископу Тульскому Никандру он писал, что "дух шляхетства и еврейскую меркантильность в духовенстве Подольской епархии не скоро еще выкурить можно". Для улучшения быта и просвещения народа он много потрудился в деле устройства церковных братств, приходских попечительств, церковно-приходских школ и приютов. В видах ослабления католической пропаганды, он настоял на закрытии епископской католической кафедра в Каменце и католической духовной семинарии; по его же настоянию были закрыты и переданы в православное ведомство и некоторые костелы. При нем же и по его инициативе учреждены были эмеритура и окружные попечительства для заштатного духовенства, для вдов и сирот духовного звания.
8 апреля 1873 г. он был возведен в сан архиепископа.
От постоянной борьбы с полонизмом, иезуитизмом и от разнообразных и непосильных трудов, Преосв. Леонтий, по его собственным словам, "измучился и здоровье испортил".
2 октября 1874 г. он был перемещен на Херсонскую кафедру. Послание его к пастырям и пастве Херсонской епархии от 25 декабря 1874 г. представляет литературный памятник забот преосвященного о новой своей пастве.
16 ноября 1875 года состоялось перемещение его в Холмско-Варшавскую епархию, в самое главное средоточие полонизма, как испытанного стража и борца за православие.
С этого времени начинается блестящий период 16-летней архипастырской деятельности Преосв. Леонтия, подробное и обстоятельное изображение которой находится в изданных П.Н. Батюшковым обширных исторических описаниях Подолии и Холмской Руси.
Ему предстояла трудная и сложная задача утвердить в православной вере воссоединившихся в 1875 году униатов с православной Церковью. Для этой цели и вообще для возрождения русского духа в Холмско-Варшавской епархии и утверждения православия в Привисленском крае им увеличен был состав причтов почти во всех городских церквах, восстановлено много пришедших в разрушение во времена унии православных храмов, а также устроено много новых; возобновлены в Холме и Замостье православные братства, открыто при Варшавском кафедральном соборе Свято-Троицкое братство, Яблочинский мужской монастырь, древний памятник православия в крае, был преобразован и возведен на степень первоклассного; в Посаде Лесне, во времена унии бывшем центром латинской пропаганды, устроена православная женская община. В целях возвышения умственного и нравственного уровня духовенства и авторитета его в глазах иноверцев. Преосв. Леонтий преобразовал Холмскую бывшую униатскую семинарию по образцу русских православных семинарий, для которой, по его требованиям, выстроено было прекрасное здание в Холме. Здесь же вскоре открыто был духовное училище, преобразованное из бывшей причетнической школы. Преосв. Леонтий усилил благочиннический надзор за приходским духовенством, исходатайствовал от правительства увеличение окладов жалованья духовенству. Заботясь об умственном и нравственном просвещении народа Преосв. Леонтий восстановил церковные братства и усилил их деятельность, увеличил число церковно-приходских школ и церковно-приходских попечительств, устроил приюты при Яблочинском монастыре и Леснинской общине, усилил церковную проповедь.
Восстановленное им в 1879 году Холмское Православное Свято-Богородицкое братство для укрепления и утверждения православия в Холмской Руси в 1885 году впервые выпустило в свет "Холмский народный календарь" с целью вытеснить из употребления в народе составленные в латинском и польском духе польские календари.
С 1884 года почетный член С.-Петербургской духовной академии.
17 ноября 1891 года был назначен Московским митрополитом. Кратковременно было служение Преосвященного Леонтия на кафедре Московской митрополии, полтора лишь года, но оно ознаменовано двумя важными событиями в церковно-общественной жизни русского народа, а именно: устройством церковно-народного чествования 500-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского и фототипическим изданием всецело на средства Преосв. Леонтия Нового Завета, писанного рукою Святителя Алексия, митрополита Московского и духовного друга святого Сергия Радонежского.
Характерны черты его были:
Необыкновенная простота и доступность в обращении с людьми всякого чина и звания, умение поставить подчиненное ему священство в самые близкие, задушевные к себе отношения и вызвать его на откровенное сознание и изъяснения нужд и недугов, в целях их восполнения и уврачевания, искреннее доброжелательство ко всем, кто имел счастье служить под его властью и ревностное охранение их прав и достоинства и широкая благотворительность, совершаемая и яве и тайно.
Жил 71 год. Был человеком большого личного обаяния, высокообразованнейшего ума и доброго сердца. Много потрудился на распространение и укрепление православия в Западной России. Он был прекрасным оратором.
Скончался 1 августа 1893 года в с. Черкизове и погребен в Московском Успенском соборе.
Много лет вел переписку с митрополитом Исидором, эти письма после его смерти не были найдены.

Труды:
"Из лекций по Нравственному богословию". Сергиев Посад, 1892. См. также "Богосл. Вестн." 1892, июль, с. 1.
Слова по случаю освящения храма в здании Московской Академии. "Богосл. Вестн." 1892, октябрь, с. 1.
"О подлинности книги пророка Даниила". (Магистерская диссертация).
"Приветственная речь в Холмском соборе". "Приб. к "ЦВ" 1888, № 37, с. 1003.
"Архипастырское послание к пастырям Холмско-Варшавской епархии". "Приб. к "ЦВ" 1889, № 9, с. 219-226.
"Мысли о цели жизни человеческой". "Дух. христиан." 1861/1862, с. 239.
"Семь Херсонских архиепископов".
"Слово по случаю преобразования Линянской женской общины в первоклассный Богородичный монастырь". "Приб. к "ЦВ" 1889, № 37, с. 1091.
"Слово по случаю освящения церкви в новом здании Холмской духовной семинарии 9 сентября 1890 года". "Приб. к "ЦВ" 1890, № 39, с. 1295-1297.
"Слово, произнесенное при последнем священно-служении в Варшавском кафедральном соборе". "Приб. к "ЦВ" 1891, № 50, с. 1785.
Прощание с Варшавой и два слова в Москве.
Первое посещение Троицкой Лавры.
"Слова и речи Синодального члена Леонтия митрополита Москоского, б. архп. Холмско-Варшавского". СПБ, 1888.
"Мои заметки и воспоминания".
"Богосл. Вестн." 1913, сентябрь, с. 142.
-"- 1913, октябрь, с. 310.
-"- 1913, ноябрь, с. 610.
-"- 1913, декабрь, с. 803.
-"- 1914, январь, с. 137.
-"- 1914, февраль, с. 279.
-"- 1914, март, с. 538.

Литература:
"Церк. Вед." 1888, № 23, с. 155.
-"- 1891, № 20, с. 169.
-"- 1891, № 47, с. 357.
"Приб. к "ЦВ" 1888, № 4, с. 88.
-"- 1890, № 13, с. 450-453.
-"- 1891, № 50, с. 1795.
-"- 1893, № 32, с. 1159-1161.
-"- 1893, № 39, с. 1409-1410.
"Церк. Вестн." 1891, № 5, с. 71.
-"- 1891, № 8, с. 113.
-"- 1891, № 9, с. 143.
-"- 1891, № 16, с. 255.
-"- 1891, № 24, с. 381.
-"- 1891, № 29, с. 458.
-"- 1891, № 39, с. 622.
-"- 1891, № 40, с. 636, 639.
-"- 1891, № 47, с. 746.
-"- 1891, № 48, с. 762.
-"- 1891, № 49, с. 771
-"- 1891, № 50, с. 788, 795.
-"- 1891, № 51-52, с. 817.
"Прав. Обозрен." 1884, II, с. 396.
"Альбом в Бозе почивших иерархов в Российской Церкви". Вып. III, биограф. и портрет.
"Изв. Каз. Еп." 1883, № 12, с. 365.
-"- 1892, № 24, С. 719.
-"- 1894, № 19, С. 596.
-"- 1903, № 20, С. 613-618.
"Самар. Еп. Вед." 1892, № 4, с. 242.
-"- 1893, № 4, с. 4, 85-86.
"Труды Киев Дух. Академ." 1873, январь, с. 22.
-"- 1873, март, с. 104.
-"- 1873, июль, с. 326.
-"- 1875, январь, с. 132.
-"- 1877, март, с. 654.
-"- 1877, август, с. 225.
-"- 1879, февраль, март, с. 275, 372.
-"- 1888, сентябрь, с. 239-240.
-"- 1889, сентябрь, с. 208-209.
-"- 1890, август, с. 612, 640.
"Истор. Вестн." 1888, май, с. 345.
-"- 1890, декабрь, с. 768, 774.
-"- 1892, февраль, с. 553.
-"- 1895, февраль, с. 650.
-"- 1896, апрель, с. 175.
-"- 1915, ноябрь, с. 519-521.
"Красн. Архив". 1930, т. 39, с. 112, 113, 123-126, 135, 136.
-"- 1930, Т. 40, С. 99, 100, 101.
"Русск. Архив" 1895, кн. I, № 4, с. 483-485.
-"- 1895, кн. 2, № 5, с. 77.
-"- 1916, кн. I, № , с. 152, 167.
"Русск. Паломн." 1893, № 29, с. 462.
-"- 1893, № 33, с. 524.
-"- 1915, № 52, с. 831, 832.
"Холмско-Варшавский Еп. Вес." 1885, № 6.
-"- 1890, № 8.
-"- 1903, № 35.
"Душепол. Чтение" 1893, том III.
"Богосл. Вестн." 1893, том III, с. 335.
"Правосл. Собеседн." 1898, май, с. 515.
-"- 1902, июль-август, с. 151.
-"- 1909, январь, с. 239.

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1893 г., с. 6.
"Списки архиереев иерархии Всерос." СПБ, 1896, № 364, с. 49.
Юбилейный сборник. м. 1914, с. 429.
Гурьев Вакх. "Архиепископ Леонтий на родине". "Странник", 1880, № 9-10.
Страшкевич. "Управление Подольской епархией". Люблин, 1883. Киев, 1885, I-II вып.
Страшкевич. "К двадцатипятилетию служения Преосв. Леонтия в святительском сане". Варшава, 1887.
Барсов Е.В. "Передовая статья в Моск. Листке". 1893, № 218.
Священ. П.В. "Высокопреосвященный Леонтий, митрополит Московский". Камен.-Подольск, 1893.
Мальцев. "Из лекций по Нравственному богословию". Здравомыслов, с. 68.
Корсунский И. "Высокопреосв. Леонтий, митрополит Московский". "Бог. Вестн." 1893, сентябрь, с. 390-419.
Петровский С. священ. "Семь Херсонских архиепископов". Одесса, 1894.
Родосский А. "Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов СПБ дух. акад. 1814-1869 гг.", СПБ, 1907, с. 239-241.
Бровкович Никанор. "Минувшая жизнь". Одесса, 1913.
Булгаков, с. 1395, 1405, 14087, 1416.
Толстой № 364, с. 46.
Денисов, с. 786.
Каталог Тузова, с. 137.
"Собрание мнений митрополита Филарета". Том V, с. 491.
"Письма к высочайшим особам", его же, том II, с. 185, 207, 210, 277.
БЭС т. II, с. 1519, 1602, 1823, 2275, 2289.
РБС, т. X, с. 217-219.
J.W. Cunningham, A vanquished Hope (New York 1981) 41, 62, 63f.

 
Должности и места служения

профессор
Семинария Киевская духовная

1847 г. 19 век   -  
19 век
  
  

инспектор
Семинария Киевская духовная

20.03. 1851 г. 19 век   -  
1853 г. 19 век
  
  

инспектор
Академия Киевская духовная

28.01. 1852 г. 19 век   -  
1856 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Владимирская духовная

30.05. 1856 г. 19 век   -  
1857 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Новгородская духовная

9.06. 1857 г. 19 век   -  
1859 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Санкт-Петербургская духовная

17.05. 1859 г. 19 век   -  
1860 г. 19 век
  
  

Санкт-Петербургская епархия

06. 1860 г. 19 век   -  
01/13.07. 1860 г. 19 век
   в/у
  

Варшавская епархия

16/28.11. 1875 г. 19 век   -  
17/29.11. 1891 г. 19 век
  
  

Московская епархия (г. Москва)

17/29.11. 1891 г. 19 век   -  
01/13.08. 1893 г. 19 век
  
  

Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"