Святые



Стефан Пермский (Великопермский), святитель

  
Ф.И.О.:  Симеонович
  

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

свт. Стефан Пермский


Стефан, святитель, первый епископ Великопермский, сын соборного церковнослужителя Симеона, по прозванию Храп. Родился будущий святитель в Великом Устюге, в первой половине XIV столетия. Стефан был причетником вместе со отцем своим. Достигнув совершеннолетия, он отправился в Ростовский Григорие-Богословский монастырь, где под присмотром свт. Алексия, митрополита Ростовского, учился восточным языкам и богословию. Там был пострижен он в монахи Коломенским епископом Герасимом и вскоре рукоположен в иеромонахи. Имея случай еще в юных летах выучиться языку Пермских жителей, известных под именем Зырян, он возымел намерение отправиться в Пермь для просвещения местного народа христианским учением. Около 1375 года он изобрел для Пермского языка 24 буквы и перевел на оный со Славянского главные церковные книги. Подготовив себя как бы к званию народного учителя, он взял благословение у Коломенского епископа Герасима, наместника митрополии, и великокняжеския грамоты для личной безопасности и отправился в Пермь, где начал проповедовать Бога истинного людям грубым, невежественным, но добродушным. Они слушали его с изумлением. некоторые охотно крестились, другие же, в особенности жрецы и кудесники Пермские, встревоженные сею новостию, говорили: "как верить человеку, из Москвы пришедшему? Не Россияне ли издревле угнетают Пермь тяжкою данью и насилием? От них ли ждать нам истины и добра? Служа многим богам отечественным, изведанным благодеяниями и долговременным, безумно променять их на одного, чуждаго и неизвестного. Они посылают нам соболей, куниц и рысей, коими вельможи Русские украшаются, торгуют и дарят ханов, Греков и Немцев. Народ! Твои учители суть опытные старцы, а этот иноплеменник юн летами, следственно и разумом". Но Стефан, под защитою княжеских грамот, неба и своей кротости, все более и более успевал в своем душеспасительном деле. Сперва начал он проповедовать в Зырянском селении Котласе, при устье реки Вычегды, где для крещения обратившихся идолопоклонников основал он первую часовню. Потом, продолжая путь свой вверх по Вычегде, дошел он до устья реки Выми. Умножив число новых христиан до тысячи, он построил близ устья этой реки первую церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и славил Творца вселенной на языке Пермском. Жители же, упорные в язычестве, с любопытством смотрели на обряды христианского богослужения, дивясь красоте храма. Наконец, желая доказать им бессилие идолов, Стефан обратил в пепел одну из их знаменитейших кумирниц. Народ видел и безмолвствовал в ужасе, кудесники вопили, а святый муж проповедовал. Тщетно главный волхв по имени Пама хотел защитить свою веру: кумиры, разрушенные пламенем, свидетельствовали о своей ничтожности. Волхв вызвался пройти невредимым сквозь огонь и воду, требуя, чтобы Стефан сделал то же. "Я не повелеваю стихиями", - ответствовал смиренный инок, - "но Бог христианский велик, иду с тобою". Пама думал только устрашить его, но видя смелость противника, отказался от испытания и тем довершил торжество истинной веры. Убежденные мудрым учением Стефана, жители целыми толпами крестились, и вместе с ним сокрушали идолов в домах, на улицах, дорогах и рощах, бросая в огонь драгоценные кожи зверей, приносимые в дар сим деревянным богам, и полотняные тонкие пелены, коими их обвивали. Пишут, что главными идолами народа Пермского и Обнорского были Воитель и так называемая Золотая баба, представлявшая собою каменное изображение старухи с двумя младенцами. Суеверные люди, убивая лучших своих оленей в честь ея, кровию оных мазали рот и глаза истукану, отвечавшему на вопросы любопытных о тайнах судьбы. Ходило также поверие, что близ того места, в горах, часто раздавался звук, подобный трубному, и проч. Создав в Усть-Выми еще две церкви: во имя Свт. Николая и Архангела Михаила, Стефан основал при сей последней обитель для сподвижников своих в Евангельской проповеди и завел школы, в коих обучали Зырянских детей на Пермском языке часослову, псалтыри и другим переведенным на их язык книгам. Положив, таким образом, основание своей пастве, отправился Стефан в 1383 г. в Москву, к митрополиту Пимену, с донесением об успехе своих миссионеров и был признан достойным епископского сана. Сей новый святитель, возвратясь в землю, им просвещенную, по праву заслужил имя отца Пермян. Он учил их, благодетельствовал, во время голода доставлял им хлеб из Вологды и ездил в Новгород ходатайствовать за них перед правителями. В 1387 г., в селе Усть-Выми, что ныне в Яренском округе, создалась для новокрещенных новая Пермская епархия. В 1396 г. свт. Стефан снова поехал в Москву по делам своей епархии. Однако, по приезде туда он занемог и 26-го апреля преставился. Святитель сей погребен был в церкви Спаса на Бору, что в Кремле. Мощи его почивают под спудом. Сей ревностный проповедник слова Божия провел в неутомимых трудах 21 год, из которых 13 лет был епископом Великопермским. В XVI столетии Российская Церковь причислила его к лику святых и празднует память его апреля 26-го. Но совершенное обращение великой Перми последовало не прежде 1462 года (см. Питирим, епископ Пермский). В 1503 г. вел. кн. Иоанн Василиевич переселил Пермских епископов в Вологду и основал епархию Вологодскую. Архиереи оной именовались сперва Вологодскими и Великопермскими, потом, с 1589 г., епархия была возобновлена царем Алексием Михайловичем под названием Вятской и Великопермской. Она разделилась в 1799 г. на две отдельные епархии, называвшиеся Вятской и Слободкой, Пермской и Екатеринбургской. Ныне архиепископы Пермской епархии именуются Пермскими и Верхотурскими.
Книги церковные, переведенныя свт. Стефаном на Пермский язык, к сожалению, не сохранились. Буквы, изобретенныя Стефаном, названием и порядком своим сходны со Славянскими. В записках историографа Миллера есть подлинная Пермская азбука, хотя и не полная, выписанная им из некоей книги Стефанова жизнеописания. Другая, более полная, была найдена в одной старинной рукописной книге. Однако, названия букв в ней несколько отличны от найденных Лепехиным, и есть даже разность в почерках букв обоих списков. Начертание всех таковых букв приложено к старинному (Славянского письма, с ударениями) списку Пермской обедни, находящемуся в библиотеке Московского Общества Истории и Древностей Российских, и несколько отличному от изданного Лепехиным.

Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"