Святые



Евфросин Псковский, преподобный

  
Другое имя:  Елеазар
  

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

Евфросин, преподобный, Псковский чудотворец, родился около 1386 г. в недалеком от Пскова погосте Виделебье, в семье неизвестных, но благочестивых родителей, и при крещении был назван Елеазаром. С юных лет обученный чтению божественных книг, Елеазар стремился душою к уединенной жизни, и когда родители стали склонять его к браку, он скрылся от них в Святогорский монастырь и там постригся под именем Евфросина. Некоторое время провел здесь юный подвижник в трудах иноческих, но, влекомый жаждою уединения, он удалился, с благословения настоятеля, в непроходимое пустынное место в 25-ти верстах от Пскова, на берег реки Толвы близ Псковского озера (в 1425 г.) Здесь было ему видение Трех Вселенских Учителей, указавших место для сооружения храма во имя их, и вскоре после того пришел к нему на сожительство некий праведный инок по имени Серапион (см. о прп. Серапионе). Когда же стали собираться к Евфросину подвижники, ищущие уединения, тогда он построил на указанном ему месте церковь во имя Трех Святителей и келии для братии (в 1477 г.), но начальства на себя не принял, а управление поручил ученику своему, Игнатию. Рукоположенный владыкою Новгородским Иоанном, Игнатий сделался первым игуменом Елеазаровой обители и духовником ее основателя. Не изменяя подвижнического образа своей жизни, достиг прп. Евфросин маститой старости и окончил в мире дни свои 15 мая 1481 г., будучи 95-ти лет от роду. Еще при жизни Евфросина монастырь перенесен был на гору. На прежнем же месте устроено было кладбище с церковию во имя преподобного. В новой обители построена каменная церковь во имя Трех Святителей, где и почивают под спудом мощи прп. Евфросина. Впоследствии присоединен был к сему храму придел Рождества Богородицы. По упразднении (в 1766 г.) Спасо-Великопустынского монастыря, братство оного было причислено к Елезаровой обители и оттуда перенесена чудотворная икона Спасителя. С тех пор обитель стала называться Спасо-Елеазаровскою Великопустынскою. Из учеников прп. Евфросина известны Савва Крыпецкий, прп. Досифей и прп. Илларион (см. сих святых). Прп. Евфросин причислен к лику святых Московским собором 1547 г. Праздновать память преподобного положено в день его преставления, 15-го мая. Служба ему сочинена при архиепископе Новгородском, Геннадии.
Евфросин написал для обители своей устав общежительный в 25-ти главах. В монастырской библиотеке остался только новый список устава, древнейший находится в Новгородском Софийском и Московском патриаршем книгохранилищах, духовное же завещание преподобного сохранилось в подлиннике со свинцовою печатью Новгородского архиепископа Феофила. Оно писано на пергаменте. Житие Евфросина составлено двумя сочинителями; кто был первый и когда писал, неизвестно, и самое сочинение его до нас не дошло. Но на него ссылается второй сочинитель, говоря о нем, что оно писано было "некако и смутно". Второй жизнеописатель называет себя клириком Василием, написал он житие Евфросина по просьбе Елеазарова монастыря игумена Феодосия и братии. Очевидно, что сочинитель был из числа приверженцев некоторых погрешительных мнений, взявших перевес на Стоглавом соборе, ибо он выставил преподобного защитником и поборником сугубой аллилуйи, а в доказательство выдумал самые нелепые сказания о нем и о первом его жизнеописателе и о том, что якобы прп. Евфросин, недоумевая, двоить ли, или троить должно аллилуйа, ходил для уверения о сем в Константинополь. Это жизнеописание, за четыре года только до Стоглавого Московского собора сочиненное, принято было на соборе за основание установления усугубить аллилуйю в Российской Церкви. С тех пор внесена в пролог под 15-м числом мая выписка жития Евфросинова, взятая буквально из первой главы упомянутого жизнеописания, однако ж без присовокупления басней о хождении прп. Евфросина в Константинополь. Но на Московском соборе 1667 года в присутствии трех патриархов, Паисия Александрийского, Макария Антиохийского и Иоасафа Московского, ошибка Стоглавого собора в этой статье, так как и в других, поправлена и, между прочим, определено: "К сим же заповедуем и о еже писано в житии прп. Евфросина от сонного мечтания списателева о сугубой аллилуйи, да никто же тому верует. Зане все то писание от льстивого и лживого списателя писано на прелесть благочестивым народом".

Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"