Монастыри
Поиск


Монастырь Спасо-Евфросиниевский во имя Пресвятой Богородицы (женский)

  
Адрес : Беларусь, 211400, Витебская обл., г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89.
Телефон(ы): (021-44) 6-14-29
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1125 г. 12 век
  
  

Схема подчинения

Полоцкая епархия (Епархии)
Белорусский экзархат Московского Патриархата (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Основан в 1125 году известной полоцкой княжной прп. Евфросинией, в миру Предиславою на холме, окруженном рекой Полотой. В 1579 году обитель была отдана иезуитам, а в 1654 году возвращена православным. Затем в 1667 году она снова достается иезуитам, и снова православные изгоняются из Полоцка. В 1820 году обитель переходит в казну, а в 1832 году отдается в православное духовное ведомство. Монастырь восстановлен в 1840 году по повелению императора Николая I архиепископом Полоцким Василием Лужинским.
Спасо-Преображенский собор был построен до 1160 г. прп. Евфросинией.
Здесь в великолепной раке, между колоннами, параллельно иконостасу, покоились мощи прп. Евфросинии, торжественно перенесенные сюда из Киево-Печерской лавры в 1910 г. Торжество перенесения мощей длилось целый месяц, с 22 аперля по 22 мая. В монастыре также хранился устроенный прп. Евфросинией драгоценный шестиконечный крест с частицами мощей свв. угодников. На кресте была вырезана надпись, что крест этот всегда должен пребывать в основанной прп. Евфросинией обители.
В 1928 г. монастырь закрыт и разорен. Мощи прп. Евфросинии и драгоценный крест были изъяты.
Богослужения в Спасо-Евфросниевском храме возобновились в 1943 г. во время оккупации. С разрешения немецких властей верующим удалось вернуть в Полоцк святые мощи прп. Евфросинии, находившиеся в Витебском музее. Но драгоценный крест бесследно исчез.
Во время войны сильно пострадал самый большой монастырский храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (новый храм, освящен в 1897 г.). На территории обители разместилось гестапо, а Крестовоздвиженскую церковь немцы превратили в тюрьму для военнопленных.
В 1960 г. монастырь вновь закрыт. Часть сестер была переведена в Жировицкий монастырь, а часть осталась в городе. Полоцкие монахини не оставляли мощей прп. Евфросинии и своего храма.
Обитель возобновлена в 1990 (открыта 6.07.1989) г., когда первые четырнадцать насельниц переехали сюда из Жировицкого монастыря.


The Savior-St. Ephrosinia convent in the name of the All-Holy Theotokos.
The convent was founded in 1125 by the famous Polotsk princess St. Ephrosinia, secular name Predislava, on a hill surrounded by the Polota river. In 1579 the cloister was handed over to the Jesuits, but in 1654 returned to the Orthodox. In 1667 it went over to the Jesuits again, and again the Orthodox were driven out of Polotsk. In 1820 the cloister came under the jurisdiction of the State Treasury and in 1832 was handed over to the Orthodox Ecclesiastical Department. The convent was reopened in 1840 on the order of Emperor Nikolai I by Archbishop of Polotsk Vasily Luzhinsky.
The Lord's Transfiguration cathedral was built before 1160 by St. Ephrosinia.
The relics of St. Ephrosinia reposed in a magnificent shrine between the columns parallel to the iconostasis. They were solemnly translated here from the Kiev Caves monastery in 1910. The celebration of the translation of the relics lasted a month, from April 22 to May 22. The monastery treasured a six-point reliquary cross designed by St. Ephrosinia. The cross bore an inscription saying that it should always remain in the cloister founded by St. Ephrosinia.
In 1928 the convent was closed down and ravaged. St. Ephrosinia's relics and the precious cross were confiscated.
Services in the Savior St. Ephrosinia church were resumed in 1943, during the German occupation. With the permission of the German authorities the believers managed to get back to Polotsk the venerable relics of St. Ephrosinia kept in the Vitebsk museum. The precious cross, however, was never found.
During the war the biggest convent church in honor of the Exaltation of the Holy Cross (a new church dedicated in 1897) was heavily damaged. On the territory of the cloister a Gestapo office was quartered, and the Cross Exaltation church was turned into a jail for prisoners of war.
In 1960 the convent was closed down again. The sisters were partially transferred to the Zhirovitsky convent, and the rest remained in the town. The Polotsk nuns did not abandon St. Ephrosinia's relics and their church.
The cloister was reopened on 6.07.1989, when the first fourteen nuns moved here from the Zhirovitsky convent.
  
  

Служители

 Глава
  
   настоятельница
   Евфросиния (Максимчук)
20 век   -  
20 век
  
  
   настоятельница
   Анфиса (Шевердева)
20 век     
  
  
  

Статистика

1998 г. - около 70 насельниц.

 
Библиография

   1   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  
   2   Кирьянова Ольга.. Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся.... Московский церковный вестник.. Москва. 1998 . № 15 (16.10). с. 2..
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Храм в честь Воздвижения Креста Господня (монастырский)

Храм в честь Преображения Господня (монастырский)

 
   Святыни
 

Крест-ковчег напрестольный


Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"