Монастыри
Поиск


Монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов Виленский (мужской)

  
Адрес : Литва, 232001, Вильнюс, Аушрос-Варту, 8-1.
Телефон(ы): (012-2) 62-64-69
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1597 г. 16 век
  
  

Схема подчинения

Виленская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Обитель находится в южной части гор. Вильнюс. Монастырь был учрежден при Свято-Духовской церкви, построенной Виленским Троицким Братством в 1597 г. Основателями монастыря были иноки православного Свято-Троицкого монастыря. Но в 1609 г. они лишились своей обители, насильственно переданной базилианам (униатам). При этом братство было переименовано в Свято-Духовское. В монастырь были переведены типография, училище и богадельня. В первое время своего существования монастырь подчинялся Константинопольскому Патриарху, с 1686 г. монастырь стал ставропигиальным Московского Патриарха.
В 1812 г. обитель была разграблена французскими войсками. В Свято-Духовской обители находится один каменный храм, построенный в 1633 г. впоследствии - несколько раз обновляемый. Верхний престол освящен в честь Сошествия Святого Духа, левый придел - во имя свв. равноап. Константина и Елены. Внизу под алтарем - пещерный храм во имя Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, скончавшихся при литовском князе Ольгерде 14 апреля 1347 г.
Виленские мученики были причислены к лику святых в XV в. Мощи их, находившиеся первоначально в Николаевской церкви, впоследствии были перенесены в Свято-Троицкий монастырь.
В нач. второй половины XVII в. после занятия Вильны войсками царя Алексея Милайловича, св. мощи были помещены под главным алтарем Свято-Духова монастыря, где скрыто хранились до 1814 г. В 1852 г. для них была изготовлена позолоченная рака, установленная в пещерном храме.
Монастырская библиотека была богата старопечатными книгами, а в ризнице хранились многие древности.
В настоящее время в монастыре для насельников обители и мирян открыта библиотека духовной литературы с читальным залом на 30 мест. Имеется также видео- и аудиоаппаратура для просмотра фильмов духовного содержания и прослушивания духовной музыки. Сейчас в библиотеке около 1000 книг. Поступают сюда православные газеты и журналы. Любое издание читатели могут взять на дом.
Ответственный за работу библиотеки - выпускник Московской духовной семинарии диакон Владимир Селявка - ведет работу над составлением систематического и алфавитного каталогов.


The Vilna Holy Spirit Monastery
The cloister is situated in the southern part of Vilnius. The monastery was originally established on the premises of the Holy Spirit church built by the Trinity Brotherhood of Vilna in 1597. The founders of the monastery were monks of the Orthodox Holy Trinity Monastery. Expelled from their monastery by the Uniates, they formed the brotherhood of the Holy Spirit Monastery. The printing house, the school and the alms-house were reopened on the new premises. Initially under the jurisdiction of the Constantinople Patriarch, it became a stauropegial monastery of the Patriarch of Moscow in 1686.
In 1812 the cloister was plundered by the French army. There is one stone church in the monastery, built as early as 1633. It has been restored several times. The main altar is consecrated in honor of the Descent of the Holy Spirit, the left side-altar - in the name of Sts. Constantine and Helen. Under the altar there is a cave church in the name of Martyrs Anthony, John and Eustaphius of Vilna, who died on April 14, 1347 under the Lithuanian Prince Olgerd.
The Vilna Martyrs were canonized in the XV century. Their relics were transferred to the Holy Trinity Monastery from the St. Nicolas church in Vilnius.
At the beginning of the second half of the XVII century, after Vilna was occupied by the army of Tsar Alexey Mikhailovich, the holy relics were placed under the main altar of the Holy Spirit monastery where they were concealed until 1814. In 1852 they were put in a gilded shrine and displayed for worship in the cave church.
The library of the monastery contained a lot of ancient printed books, and in the vestry many antiquities were preserved. Nowadays the library of religious literature with a reading hall that accomodates 30 people is open for both the residents of the monastery and the laymen. The hall has video- and audio-equipment for watching religious films and listening to spiritual music. Today the library collection amounts to about 1000 books. The library also receives Orthodox newspapers and magazines. The readers may borrow any issue to read at home. Deacon Vladimir Selyavka who graduated from the Moscow Theological Seminary is in charge of the library; he works on its systematic and alphabetical catalogues.

  
  

Служители

 Глава
  
   настоятель
   Амвросий (Юшкевич / Юскевич)
1731 г. 18 век   -  
1734 г. 18 век
  
  
   игумен
   Иероним (Волчанский)
1734 г. 18 век   -  
18 век
  
  
   игумен
   Иакинф (Пелкинский)
1776 г. 18 век   -  
1787 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Варлаам (Шишацкий)
1787 г. 18 век   -  
1789 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Даниил (Натток-Михайловский Мирдамский)
1797 г. 18 век   -  
1800 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Епифаний (Саввич-Канивецкий)
1807 г. 19 век   -  
1808 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Платон (Городецкий)
28.04. 1839 г. 19 век   -  
19 век
  
  
   настоятель
   Александр (Добрынин)
1851 г. 19 век   -  
1860 г. 19 век
  
  
   наместник
   Иоанн (Пщолко)
1862 г. 19 век   -  
1870 г. 19 век
  
  
   наместник
   Нестор (Фомин)
16.08. 1891 г. 19 век   -  
1895 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Павел (Поспелов)
1893 г. 19 век   -  
1895 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Антоний (Марценко)
10. 1922 г. 20 век   -  
1923 г. 20 век
  
  
   наместник
   Никита (Якерович)
20 век     
  
 благочинный
  
   Антоний (Черемисов) 1975 г. 20 век   -  
1979 г. 20 век
  
  
 библиотекарь
  
   Селявка Владимир 20 век     
  
  
  

Статистика

На 15 февраля 2004 года в братии монастыря числилось: 3 архимандрита, 1 игумен, 1 иеромонах, 1 иеродиакон.

 
Библиография

   1   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  

Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"