Монастыри
Поиск


Монастырь Марфо-Мариинский (женский)

  
Адрес : Россия, 109017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, 34 (м. "Третьяковская").
Телефон(ы): 951-11-39
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    20 век
  
  

Схема подчинения

Московская епархия (г. Москва) (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Марфо-Мариинский женский монастырь был основан великой княгиней Елизаветой Федоровной, посвятившей свою жизнь после гибели мужа милосердному служению людям. На свои средства Елизавета Федоровна покупает в Москве, на Большой Ордынке, усадьбу, в которой создает женскую обитель. Вначале были открыты домовой храм во имя праведных Марфы и Марии, небольшая больница, общежитие для послушниц. В 1912 году был освящен новый храм в честь Покрова Божией Матери, а затем завершено строительство сестринского корпуса. В 1917 году в обители насчитывалось 150 сестер. Она получила известность в России как всероссийский центр милосердия. Это было благотворительное учреждение совершенно нового типа, где получали всестороннюю помощь огромное количество страждущих москвичей. Оно включало больницу, амбулаторию аптеку, приют для детей "Детская лепта", квартиру для девушек, работающих на фабриках. Но главной обязанностью сестер было посещение больных и престарелых на дому.
Обитель жила по Уставу, написанному самой великой княгиней Елизаветой Федоровной с благословения старцев Троице-Сергиевой Лавры и Оптиной пустыни. В Уставе Марфо-Мариинской обители была одна особенность - для послушниц обители не был обязателен монашеский постриг, что давало возможность трудиться здесь и тем, кто не исключал в будущем возможности создания семьи. Настоятельница сама строго исполняла монашеские правила, но никогда не требовала этого от послушниц.
В обители царила атмосфера доверия и любви, созданию которой способствовали личные качества великой княгини Елизаветы Федоровны. Послушницы обители через всю жизнь пронесли любовь к своей настоятельнице. Она была для них примером самоотверженного служения людям и истинно христианской любви. И благодаря этому примеру бывшие сестры смогли выполнять свой христианский долг и после закрытия обители. Несмотря на репрессии, которым подвергались послушницы в советское время (многие из них были сосланы), они не озлобились, не ожесточились, но продолжали трудиться в медицинских учреждениях страны. Почти все сестры потом стали монахинями (многие приняли тайный постриг).
С помощью монахини Надежды и ее друзей - духовных детей отца Митрофания, духовника обители, удалось собрать бесценные экспонаты музея святой преподобномученицы: икону праведных Марфы и Марии, апостольник святой преподобномученицы, вышитый ее руками, крест с украшениями, который был вручен отцу Митрофанию государем Николаем II.
Опыт Марфо-Мариинской обители позволил в конце 80-х годов наладить благотворительную деятельность при Скорбященском храме и создать Марфо-Мариинское благотворительное общество. Оно было зарегистрировано как гражданская благотворительная организация, но воснову его деятельности был положен принцип христианского милосердия. Уже через несколько месяцев после своего возникновения Общество объединяло свыше 50 человек разных национальностей и вероисповеданий - принцип, который в свое время лежал в основе организации Марфо-Мариинской обители.
В годы Первой мировой войны в обители размещался госпиталь для тяжелораненых. В 1926 г. храмы были закрыты. 17 августа 1990 г. на территории обители был открыт памятник Елисавете (скульптор В. Клыков). Сестричество создано в 1992 г., тогда же возобновлены богослужения. В 1995 г. вновь открыта обитель сестер милосердия.
Святыни: частицы мощей свв. прмцццц. Елисаветы и инокини Варвары.
Богослужение: в храме свв. Марфы и Марии по субботам, воскресеньям и праздникам - Литургия в 9 час., накануне всенощное бдение - в 17 час., по средам в 17 час. молебен с акаф. свв. правв. Марфе и Марии.
В обители действуют приют для девочек-сирот, благотворительная столовая, патронажная служба и магазин церковной утвари. Обитель имеет около 20 самостоятельно действующих по уставу обители отделений в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке.


The Marfa and Maria convent
The Marfa and Maria convent was founded by Great Princess Elisaveta Feodorovna. After the death of her husband the Princess dedicated her life to religious charity. She bought an estate in Moscow, in Bolshaya Ordynka street. There she founded a convent. In the beginning, a home church in the name of the Righteous Marfa and Maria, a small hospital and a hostel for lay sisters were opened. In 1912 a new church in honor of the Protection of the Mother of God was built, and a bit later the construction of a new living building for sisters was accomplished. In 1917 there were 150 sisters in the cloister. The community was widely known in Russia as a national charity center. It was a charitable institution of a new type, where the sick and the poor could receive help. It included a hospital, a dispensary, a pharmacy, a "Children's mite" orphanage, an apartment house for young women who worked at Moscow factories. But the main duty of the sisters was the visiting of the sick and the elderly at their homes.
The cloister lived under the rules written by Great Princess Elisaveta Feodorovna herself with the blessing of the Fathers of the Holy Trinity St.Sergius Lavra and the Optina hermitage. The rules of the Marfa and Maria cloister did not oblige the lay sisters of the cloister to take the veil. The sisters were free to leave the convent and create a family. The Mother Superior strictly followed the monastic rules, but never required the same from the lay sisters.
The atmosphere of trust and love reigned in the cloister thanks to the character of Elisaveta Feodorovna. She was a model of selfless devotion and of truly Christian love. Encouraged by her example, the former sisters fulfilled their Christian duty even after the convent was closed down. Despite all the repressions to which the lay sisters were subjected in the Soviet time (many of them were exiled), they continued to work in various medical institutions around the country. Almost all the sisters became nuns. Many took the veil in secret.
Thanks to nun Nadezhda and her friends - spiritual children of Fr.Mitrofany, the confessor of the convent - priceless exhibits for the museum of the Saint Martyr Elizaveta were collected: an icon of Righteous Marfa and Maria, a cloth embroidered by the Reverend Martyr Elisaveta, a cross with decorations presented to Fr.Mitrofany by Nikolai II.
In the late 80s the parish of the Moscow church of the Consolation of All the Afflicted formed a charitable society named after Marfa and Maria. It was registered as a civil charitable organization, but it was based on the principle of Christian mercy. Several months after its foundation the society united over 50 people of various nationalities and confessions - in full accordance with the basic principle of Marfa and Maria cloister.
During the first World War the cloister housed a hospital for badly wounded. In 1926 the churches were closed. On August 17, 1990, on the cloister's territory a monument to St. Elisaveta (sculptor V.Klykov) was opened. The sisterhood was established in 1992, in the same year the services were resumed. In 1995 the convent of nurses was reopened.
The convent treasures the Holy relics of St. Martyr Elisaveta and nun Varvara.
Services: in the St.Marfa and Maria church on Saturdays, Sundays and feast days the Liturgy is held at 9 a.m., vespers on the eve at 5 p.m., on Wednesdays a prayer service with akathistos to St.Righteous Marfa and Maria.
In the cloister runs an orphanage, a charitable canteen, a home-nursing service and a church shop. The cloister has about 20 independent branches that live according to the same rules: in Siberia, on the Urals, in the Far East.

 
Библиография

   1   Гузняков Борис. Возрождение Марфо-Мариинской обители. Жернал Московской Патриархии. Москва. 1995 . № 1-4. с. 24-25..
  
   2   Судариков А.В., Чапнин C.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. М.. Братство Святителя Тихона. 1993 . 224 с..
  
   3   Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. Москва. Изд-во Братства Святителя Тихона. 1999 . 256 с..
  
   4   Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (монастырский)

Храм во имя свв. правв. Марфы и Марии (монастырский)

 
   Святыни
 

Мощи прмц. Елизаветы и инокини Варвары (частицы)


Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"