Монастыри
Поиск


Монастырь Спасо-Вифанский

  
  
Организация: [недействующ.]
  
Дата учреждения:    1783 г. 18 век
Дата закрытия:   
  
  

Схема подчинения

Лавра во имя Святой Живоначальной Троицы Сергиева (Монастыри)
Московская епархия (Московская область) (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Спасо-Вифанский монастырь основан митрополитом Платоном (Левшиным) (1737-1812) неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры.
Строительство Вифанской обители началось с возведения двухпрестольного храма: верхний в честь Преображения Господня, а нижний в воспоминание Воскресения праведного Лазаря. Вифания предназначалась для погребения лаврской братии. В Преображенском храме монастыря был сооружен оригинальный иконостас в виде горы Фавор. Гора с обнаженными скалистыми уступами была убрана мхом и цветами. По обеим сторонам горы были установлены лестницы, ведущие к вершине, к престолу Преображения. Внизу, у основания горы, находился вход в нижний престол с пещерой Лазаря. Здесь же хранился гроб прп. Сергия.
Нижний "вертепный" престол Воскрешения праведного Лазаря, расположенный под престолом Преображения Господня, основатель храма и монастыря святитель Платон объяснял такими словами: "Один храм к другому имеет близкое отношение, ибо между Воскресением и Преображением есть союз таинственный, говорил владыка в проповеди в праздник Преображения Господня. Выходя из нижнего сего храма, всходим на сей верхний: так, выходя из гроба воскресением, всходим мы во храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоишься воскресения. Входя в нижний храм, должен ты принести на память свое воскресение. Представь себе тогда быть Лазарем, по рукам и ногам связанным и во гробе лежащем: сие тебя может возмутить и устрашить. Но тотчас ободри себя, веруя, что ты, яко Лазарь гласом Христовым воскреснуть имеешь. Вообразив Преображение Господне, уверь себя, яко и ты по воскресении преобразишься в славу. Обходя храмы сии, поклонись воскресшему Господу и возблагослови имя Преобразившегося Царя славы и нас преобразить имеющего".
В Вифании были и другие храмы, в частности храм Сошествия Святого Духа, грандиозного размера, в два яруса. Его строительство началось в 1860 году на пожертвования свт. Филарета (1782-1867), митрополита Московского и других лиц.


The Savior Bethany monastery
The Savior Bethany monastery was founded by Metropolitan Platon (Levshin) (1737-1812) in the vicinity of the Holy Trinity St. Sergius Laura.
The construction of the Bethany cloister started with the erection of a two-altar church: the upper one in honor of the Transfiguration and the lower one in commemoration of the Resurrection of righteous Lazarus. Bethany was designed for the burial of the Laura brethren. In the Transfiguration cathedral of the monastery a unique iconostasis in the shape of mount Tabor was constructed. The mount with bare cliffy ledges was decorated with moss and flowers. On both sides of the mount the stairs were arranged that led to the peak, the throne of Transfiguration. Below, at the foot of the mount, there was an entrance leading into the lower altar with the Lazarus' cave. The lower church also contained the tomb of St. Sergius.
This layout - the lower "cave" altar of the Resurrection of righteous Lazarus being under the altar of the Lord's Transfiguration - was explained by the founder of the cathedral and the monastery St. Platon as follows: "One church is closely connected with the other, for there is a mysterious union between Resurrection and Transfiguration. Leaving the lower church we enter the upper one: thus, leaving the tomb through resurrection we ascend to the temple of glory through transfiguration, from corruption into incorruption. There is no transfiguration before resurrection. Entering the lower church one should remember his resurrection. Imagine you are Lazarus bound hand and foot and lying in the tomb; it can cause revolt and fear in you. But encourage yourself remembering that like Lazarus you will to Christ's call. After imagining the Lord's Transfiguration assure yourself that after resurrection you will be transfigured into the glory. Walking through these churches bow to the risen Lord and bless the name of the transfigured King of glory Who will transfigure us."
Bethany had several other churches. The church dedicated to the Descent of the Holy Spirit, huge in size, had two levels. Its construction started in 1860, on the funds of St. Filaret, Metropolitan of Moscow, and other persons.

  
  

Служители

 Глава
  
   архимандрит
   Самуил (Запольский-Платонов)
1810 г. 19 век   -  
1814 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Никанор (Клементьевский)
1814 г. 19 век   -  
1818 г. 19 век
  
  

 
Библиография

   1   Шарганов Петр.. Святые окрестности Лавры.. Духовная Нива.. Большие Вяземы. Преображенский храм. 1996 . № 5. с.5-6..
  
   2   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Храм в честь Преображения Господня (монастырский)

Храм в честь Сошествия Святого Духа (монастырский)

Храм во имя св. прав. Лазаря (монастырский)


Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"