Монастыри
Поиск


Монастырь Богородице-Алексеевский Томский (мужской)

  
Адрес : Россия, 634050, г. Томск, ул. Крылова, 12.
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:   
  
  

Схема подчинения

Томская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Точная дата основания монастыря неизвестна. В "Кратком показании о бывших в Сибири воеводах и пр." (Тобольск, 1792) говорится, что Томский Алексеевский монастырь построен в 1663 году на основании грамоты царя Алексея Михайловича старцем Ефремом. Однако по мнению одного из первых томских краеведов князя Н.А. Кострова монастырь был основан в 1605 году, вскоре после возникновения самого города, близ Томского острога. В 1656 году единственная монастырская церковь сгорела. Краевед высказывает предположение, что она была подожжена киргизами. Дело в том, что сразу же, как только в 1604 году был построен Томск, на него начались нападения местных народов: с юга - белых и черных калмыков, с запада - телеутов, с востока - енисейских киргизов. Всякий раз объединяясь, они осаждали город в 1606, 1609, 1614, 1624, 1630, 1634, 1654, 1674 годах и вплоть до начала 18 века. Поэтому можно предположить, что первые строения монастыря стояли находились на том самом месте, где киргизы стояли во время многонедельных осад Томска - в пойме речек Большой и Малой Киргизок, в результате чего и произошло их название. В 1658 году монастырь был перенесен на более удобное место близ Томска, на берег речки Ушайки и его строителем был Исайя с братией. Это подтверждается актами, хранящимися в Алексеевском монастыре. Во времена Н. Кострова там также хранился старинный деревянный крест с изображением на одной стороне распятия, а на другой - образа Казанской Божией Матери и преподобного Алексея человека Божия, ранее стоявший на месте Усть-Киргизского монастыря, с надписью, что этот крест "устроен 7170 г. (1662 г.) Сентября 1-го дня по вере и обещанию Томского монастыря обители Алексея человека Божия Строителем Исайи с братией на Киргизку на старое место церкви Пресвятой Богородицы Казанской, при Преосвященном Симеоне, Архиепископе Сибирском и Тобольском".
Новое место для закладки и строительства монастыря было выбрано на Юрточной горе, которая господствовала над окружающими окрестностями. С горы открывался прекрасный вид на Томск, реку Томь, равнины и леса за нею. Строительство закончилось в 1663 году. Отсюда и возникла эта дата в "Кратком показании о бывших в Сибири воеводах и пр.".
В монастыре была построена церковь во имя Преподобного Алексея человека Божия с приделом святых мучеников Флора и Лавра. В официальных актах монастырь стал называться Богородицко-Алексеевским. Но и эта церковь в 1755 г. сгорела и в 1760 г. была построена новая с тремя приделами. Однако и она сгорела в 1779 году.
Алексеевский монастырь со дня своего основания управлялся Строителями, Игумнами и Архимандритами (написание последних трех слов взято из того времени).
До 1764 года этих настоятелей пребывало 16 человек. Один из них - архимандрит Иона (в 1698 г.) - был греком.
В феврале 1760 г. грамотой Митрополита Тобольского и Сибирского Павла архимандриту Алексеевского монастыря Феодору было дозволено служить "в шапке архимандричей с приличным облачением, мантию носить с скрижалями земными, а посох с яблоками".
Настоятелей в Томский Алексеевский монастырь назначали Тобольские епархиальные архиереи.
Число братии в монастыре никогда не было большим. Монахи в Алексеевском монастыре находились не только местные, но и из России, частью появившиеся по доброй воле, а часть - сосланные сюда в наказание за проступки против монастырских уставов. Особенно много монахов ссылалось в Сибирь при патриархе Никоне.
В конце 20-х - начале 30-х годов 18 века в Томском Алексеевском монастыре несколько месяцев под строжайшей охраной в одной из монашеских келий содержался светский деятель - арап Петра Великого Абрам Петрович Ганнибал.
Бывший Петров любимец в начале мая 1727 г. все еще всесильным Меньшиковым был сослан сперва в Казань, а затем - в Тобольск. Но и оттуда он был отправлен в Восточную Сибирь, чтобы в Иркутской губернии построить новую крепость. Поздней осень того же года Абрам проехал через Томск.
Через два года, снова осенью, Ганнибал начал возвращаться из Селенгинска, но уже был издан новый правительственный указ: "1729 года декабря 22 дня его Императорское Величество указал послать в Сибирскую губернию, к дествительному тайному советнику и губернатору князю Михаилу Владимировичу Долгорукову Указ, чтоб он велел, выбрав в Тобольске кого из офицеров, доброго искусного человека, отправил тайным образом на китайскую границу, где ныне обретается (посланный туда для строения крепостей) поручик Абрам Петров и приказал поручика Абрама Петрова, прищедшего к нему в квартиру внезапно, отобрать все обретающиеся при нем письма, которые хотя бы в каких малых и черных лоскутках были, и собрав оные в одно место, запечатать и к себе взять. А ежели у него, Абрама Петрова, есть какие книги, чертежи и инструменты инженерные, то смотря нет ли между ними каких писем, оставить оные при нем и потом его, Абрама Петрова, велел отправить оттуда, где его тот посланный офицер найдет, с пристойным конвоем в Томск. Но в пути везти его с крепкою осторожностью, чтоб каким способом куда не ушел и в Томске велеть онаго содержать впредь до указа Его Императорского Величества за караулом, с крепким же смотрением, дабы не мог оттуда уйти. А жалованья ему, Абраму Петрову, давать в Томске из доходов Сибирской губернии по десять рублей в месяц...
Оригинальный протокол от присутствующий в Верховном тайном совете особ подписали:
Канцлер граф Головкин, князь Василий Долгорукий, князь Дмитрий Голицын..."
Однако уже 25 февраля 1730 года последовал протокол Верховного тайного совета, на основании которого было велено Абрама Петрова из-под ареста освободить и вернуть его в Тобольск.
В 1920-ые годы монастырь был закрыт. В 1925 году служба в монастырском храме уже не совершалась. Монахи находились в Братском корпусе - каменный кельях, что напротив храма, - уже обреченные на смерть. Под страхом смерти им было запрещено выходить из келий. В конце концов властями были закрыты ворота монастыря. Монастырь был оцеплен войсками. Монахи во главе с архимандритом - настоятелем обители - были схвачены и казнены на горе Каштак.
В монастырской земле покоились мощи старца Феодора Козьмича (ум. 20 янв. 1864 г.). В 1904 году над его могилой была построена часовня. Часовня была снесена, а надгробие над могилой старца было осквернено. Было разрушено и кладбище монастыря с прекрасными каменными надгробиями. Были повержены главы и осквернена соборная монастырская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери - покровительницы России. Снесены Святые ворота монастыря вместе с четырьмя угловыми башнями - часовнями, увенчанными кованными из меди ангелами. Древний монастырь пришел в запустение.
Несмотря на "мерзость запустения" к месту часовни старца продолжали приходить православные христиане Томска, очевидцы чудесного явления старца в середине 1920-х годов. Был установлен даже деревянный крест на месте часовни. Молва о чудесном явлении старца распространялясь по Сибири.
Монастырь вновь открыт 10.06.1992 г.
В стенах монастыря возрождается и школа томской иконописи.


The Tomsk Theotokos-Alexius monastery.
The exact date of the monastery foundation is unknown. The "Brief exposition on Siberian military leaders . . ." (Tobolsk, 1792) states that Tomsk Alexius monastery was built by the elder Efrem in 1663 on the strength of a decree of Tsar Alexey Mikhailovich. However, according to the opinion of Prince N. A. Kostrov, one of the first Tomsk researchers of local lore, the monastery was founded in 1605, shortly after the rise of the town, near the Tomsk stockade. In had only one church, which burnt down in 1656. The researcher assumed that it was set on fire by the Kirghiz. The fact is that, soon after its foundation, Tomsk was regularly assaulted by local hordes: white and black Kalmyks from the South, Teleuts from the West, Yenisei Kirghiz from the East. These hordes came together to besiege the town in 1606, 1609, 1614, 1624, 1630, 1634, 1654, and 1674. The assaults continued until the beginning of the 18th century. We may assume that the first buildings of the monastery were laid on the very place where the Kirghiz stood during the sieges of Tomsk that lasted for weeks - i.e. on the flood-lands of Bolshaya Kirgizka and Malaya Kirgizka rivers, which took their names from these sieges. In 1658 the monastery was moved to a more convenient place near Tomsk on the bank of the Ushaika river. The new monastery was built by Isaia and other brothers. This fact is confirmed by documents kept in the Alexius monastery. Another testimony to it comes from N.Kostrov who found an ancient wooden cross with crucifixion on one side and the Kazan image of the Mother of God and St. Alexius, the Man of God, on the other. That cross stood on the place of the Ust-Kirgizsky monastery and bore an inscription: "This cross was put up in 7170 (1662) in September on the first day under faith and pledge of the Tomsk monastery, cloister in the name of St.Alexis, the Man of God, by the builder Isaia with brethren on the bank of the Kirgizka river on the former place of the church of the Kazan icon of the Most Holy Theotokos under His Grace Semion, Archbishop of Siberia and Tobolsk".
The new place for laying and building the monastery was chosen on Yurtochnaya hill, which dominated the neighborhood. A splendid view of Tomsk, the Tom river, plains and forests behind it opened from the hill. The construction was completed in 1663. That is the date we find in the "Brief exposition on Siberian military leaders . . .".
In the monastery a church in the name of St. Alexius, the Man of God, was erected. It had a side-altar dedicated to St. Martyrs Flor and Lavr. In official documents the monastery was called the Theotokos-Alexius monastery. In 1755 the church burnt down and in 1760 a new one, with three side-altars, was built. However, it also burnt down in 1779.
Before 1764, the monastery had 16 Fathers Superiors. One of them - Archimandrite Jonah (in 1698) - was a Greek.
In February 1760, by the decree of Metropolitan Pavel of Tobolsk and Siberia , Archimandrite of the Alexius monastery Feodor was allowed to serve "in Archimandrite hat with beseeming vestments, to wear a mantle with pomata and have a crozier with apples".
The Fathers Superiors in the Tomsk Alexius monastery were appointed by Tobolsk diocesan Archpriests.
The Number of brethren in the monastery was never large. The Monks of the monastery came from the neighborhood, as well as from other regions of Russia. Some of them came on their own free will, some were exiled here for offences against monastic rules. Monks were often exiled to Siberia under Patriarch Nikon.
In the late 20s - early 30s of the 18th century Abram Petrovich Gannibal, known as the Ethiopian of Peter the Great, was kept in one of the cells of the monastery for several months under the strictest guard. In May 1727 the former favorite of Peter was exiled by the still almighty Menshikov first to Kazan, then to Tobolsk. From Tobolsk he was sent to Eastern Siberia to build a new fortress in the Irkutsk province. In the late autumn of the same year Abram passed through Tomsk.
Two years later, and again in the autumn, as Gannibal was on his way from Selenginsk, a new decree was issued: "In the year of 1729, month December the 22nd day, His Imperial Majesty ordered to inform the full privy counselor and governor of Siberian province Mikhail Vladimirovich Dolgoruky and charge him to choose in Tobolsk a good and skillful officer, send him secretly to the Chinese border, where the first lieutenant Abram Petrov sent there to build fortresses now abides, to find Abram Petrov, to surprise him in his apartment, to take away all the letters, or the scraps thereof, however small, that he has with him, to gather them together, to seal them up and to take away. If Abram Petrov has books, drawings or engineering instruments, and if no letters are hidden among them, leave them to him and send him, Abram Petrov, with a proper escort to Tomsk. But be cautious on the way that he may not escape anyhow, and keep him, until a decree arrives from His Imperial Majesty, in Tomsk under guard and strict watch that he does not escape. He, Abram Petrov, should be given a salary of 10 rubles a month from the profits of the Siberian province…The original minutes of the Supreme Privy Council was signed by:
Chancellor Duke Golovkin, prince Vasily Dolgoruky, prince Dmitry Golitsyn…"
But on February 25, 1730, a new minutes of the Supreme Privy Council followed, according to which Abram Petrov had to be freed from arrest and returned to Tobolsk.
In 1920 the monastery was closed down. In 1925 the services in the monastery church were ceased. The monks, under the threat of imminent death, stayed in the so-called Brotherhood building - stone cells just opposite the church. They were forbidden to leave their cells. Finally the authorities ordered the closing of the monastery gates. The monastery was encircled by troops. The monks with Archimandrite (Father Superior of the cloister) at the head were seized and executed on the mountain Kashtak.
In the monastery soil repose the relics of the Starets Feodor Kosmich (died January 20, 1864). In 1904 a chapel was built over his grave. Later the chapel was pulled down and the tombstone over the starets' grave was desecrated. The monastery cemetery with its beautiful headstones was destroyed. The cathedral monastery church in honor of the Kazan Icon of the Theotokos - Patroness of Russia - was desecrated and its domes were cast down. The Holy gates of the monastery together with the four corner towers (chapels crowned with angels of forged copper) were destroyed. The ancient monastery fell into desolation.
In spite of the "abomination of desolation", Tomsk Orthodox Christians, witnesses of the starets' miraculous appearance in mid-1920s, did not cease to worship the starets' chapel. The place where it used to stand was marked with a wooden cross. Rumors about the miraculous appearance of the starets spread over Siberia.
The monastery was reopened on 10.06.1992.
On its premises, the school of Tomsk icon painting has recently been revived.
  
  

Служители

 Глава
  
   настоятель
   Исаия
17 век     
  
   настоятель
   Иона
    
  
   настоятель
   Василид
    
  
   настоятель
   Феодор
    
  
   настоятель
   Иннокентий (Солодчин)
31.08. 1898 г. 19 век   -  
1899 г. 19 век
  
  
   наместник
   Серафим (Тарабыкин)
20 век   -  
24.11. 1994 г. 20 век
  
  
   наместник
   Сергий (Москвин)
24.11. 1994 г. 20 век   -  
20 век
   и. о.
  
   наместник
   Иннокентий (Иванов)
20 век      и. о.
  

Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"