Монастыри
Поиск


Монастырь Ивановский (женский)

  
Адрес : Россия, 109028, Москва, ул. Забелина, 4 (б. М. Ивановский пер., 2) (м. "Китай-город").
Телефон(ы): (095) 924-54-91, 924-75-21 (часовня)
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    16 век
  
  

Схема подчинения

Московская епархия (г. Москва) (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Время основания Ивановского монастыря с точностью неизвестно, но он существовал уже в XVI в. Основание приписывают и Иоанну III, и великой княгине Елене Глинской, и Грозному. В 1737 г. монастырь пострадал от "Троицкого" пожара 30 мая, в 1748 г. снова погорел, но был возобновлен в 1761 г. на средства императрицы Елизаветы Петровны. Здесь пребывали в заточении:
царица Марья Петровна, супруга Василия Шуйского, насильно постриженная в иночество (1610 г.);
вторая супруга старшего сына Иоанна Грозного, царевича Иоанна, Пелагия Михайловна, в иночестве Параскева (ум. в 1620 г.);
с 1785 г. инокиня Досифея, в миру принцесса Августа Тараканова (ум. в 1810 г., пробыв здесь 25 лет, погребена же в Новоспасском монастыре, в усыпальнице Романовых.);
с 1768 г. в склепе под соборным храмом, а затем в особом застенке под крепким караулом помещица Дарья Николаевна Салтыкова, известная под именем Салтычихи (ум. в 1800 г.).
Здесь же были похоронены основатели секты "людей Божиих" - "хлыстов" - Иван Тимофеевич Суслов и преемник его, Прокопий Данилович Лупкин. Трупы их были вырыты в 1739 г. по сенатскому указу и выброшены за город в поле.
Ивановский монастырь по указу императрицы Елизаветы Петровны от 20 июня 1761 г. был предназначен для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей.
Сгоревший во время нашествия Наполеона Ивановский монастырь был после этого упразднен, церковь обращена в приходскую, а в кельях помещались чиновники и рабочие Синодальной типографии. По ходатайству высокопреосвященного митрополита Московского Филарета в 1859 г. государь разрешил восстановить монастырь. Монастырь восстанавливался по проекту архитектора М.Д. Быковского на средства подполковницы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой и был освящен 19 октября 1879 г.
Возможно, что в огромном новом соборе использованы, хотя бы частично, подклети древнего здания. Подклеть жилых "палаток" монастырского причта, современных кельям первой половины XVIII в., сохранилась в новом здании того же назначения (Ивановский пер., 4). Корпус келий первой пол. XVIII в. вдоль западной границы, надстроенной после пожара 1812 г. вторым этажом, впоследствии был включен Быковским в общий ансамбль. В 1877 г. в монастыре был единственный в Москве лазарет для раненых русско-турецкой войны.
Монастырь обновлялся в 1901 г.
Монастырь был закрыт в 1918 г. и превращен в тюрьму.
Главный двор монастыря и окружающие его здания позже были заняты Высшей юридической заочной школой МВД СССР, которая воздвигла перед храмом уродливый черный истукан в виде штыка: памятник погибшим в 1941-1945 гг. работникам НКВД. Школой МВД был занят и надстроенный настоятельский корпус с северо-запада от собора (здесь, в числе прочего, находилась лаборатория полевой криминалистики). Больничный корпус с церковью Елизаветы принадлежал 1-му району эксплуатации теплосети "Мосэнерго".
В 1992 г. монастырь был передан Православной церкви и приписан к храму св. кн. Владимира. 11 октября 2000 г. Священный Синод принял решение об открытии Ивановского женского монастыря.
Святыни: частицы мощей Иоанна Коестителя, в храме прп. Елисаветы - Смоленская икона Божией Матери.
Богослужение: ежедневно полунощница в 6 час., повечерие - в 20.30. В воскресные дни и храмовые праздники - Литургия в 7 час., накануне - всенощное бдение в 17 час. Часовня Ивановского монастыря открыта с 8 до 20 час., совершаются требы. При монастыре действуют иконописная и реставрационная мастерские.


The Ivanovsky convent
The exact date of the foundation of the Ivanovsky monastery is unknown. It is certain, however, to date back to the 16th century. In 1737 the convent suffered from the "Trinity" fire on May 30, in 1748 it burnt down again, but was restored in 1761 at the expense of the Empress Elisaveta Petrovna. Within the walls of the convent many famous people were confined. Among them were Tsarina Maria Petrovna, the wife of Vasily Shuisky, forced to take the veil in 1610; the second wife of Ioann the Terrible's eldest son tsarevitch Ioann, Pelagia Mikhailovna, who died here in 1620 as nun Paraskeva; princess Augusta Tarakanova, who took the veil in 785 under the name of Dosifeya (died in 1810 after having lived here for 25 years, buried in the Novospassky convent, in the burial-vault of the Romanovs).
Since 1768, in the crypt under the cathedral church, and later in a special chamber, the landlady Darya Nikolaevna Saltykova, famous under the name of Saltychikha, was kept under a strict guard (died in 1800).
In the convent the founders of the "God's people" sect - "the Khlysts" - Ivan Timofeevich Suslov and his successor Prokopy Danilovich Lupkin were buried. In 1739 by the decree of the Senate their bodies were exhumed, taken out of town and thrown away in the field.
By Empress Elisaveta Petrovna's decree dated June 20, 1761, the Ivanovsky convent was turned into a hospice for widows and orphans of noble and honored families.
After burning down during the Napoleon invasion the Ivanovsky convent was closed, the church turned into a parish church, and the cells were occupied by officers and workers of the Synodal printing house. In 1859 after the petition of His Eminence Filaret, Metropolitan of Moscow, the Tsar permitted to restore the convent. Restoration works were conducted according to the design of architect M.D.Bykovsky at the expense of a colonel's wife Elisaveta Alekseevna Makarova-Zubacheva. The new convent was consecrated on October 19, 1879.
It is quite possible that in the huge new cathedral the basement of the ancient building was at least partially included. The living cells of the convent clergy, contemporary to the cells of the first half of the 18th century, were preserved in the new building designed for the same purpose (Ivanovsky lane, 4). A number of cells from the first half of the 18th century along the western border, to which a second floor was built after the fire of 1812, was subsequently included by Bykovsky into the general ensemble. In 1877 the only Moscow hospital for the wounded in the Russian-Turkish war was arranged in the convent.
In 1901 the convent was renewed.
In 1918 it was closed down and reorganized into a prison.
The main yard of the convent and its buildings were later occupied by the Higher Law school of the Ministry of Internal Affairs (MIA) of the USSR, and an ugly black idol in shape of a bayonet was erected in front of the church - a monument to the officers of NKVD (People's Commissariat of Internal Affairs, the forerunner of KGB) who fell in 1941-1945. The Father Superior's house on the north-west of the cathedral also made part of the school (among other divisions a laboratory of field criminalistics was quartered here). The hospital building with the St.Elisabeth church belonged to the 1st district of the heating system of "Mosenergo" (Moscow power engineering state company).
In 1992 the convent was given over to the Orthodox church and attached to the Holy Prince Vladimir church. On October 11, 2000, the Holy Synod passed a resolution to open the Ivanovsky convent.
The convent treasures the Holy relics of St. John the Baptist and, in the St. Elisabeth church , the Smolensk Icon of the Mother of God.
Services: daily midnight service at 6 a.m., small vespers - at 8:30 p.m. On Sundays and church feast - the Liturgy at 7 a.m., on the eve - vespers at 5 p.m. The chapel of the Ivanovsky monastery is open from 8 a.m. till 20 p.m. and Occasional Offices are conducted. There is also an icon painting and restoration workshops in the monastery.

  
  

Изменения названия

   Иоанно-Предтеченский на Кулижках женский монастырь

 
Библиография

   1   Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре

Храм во имя св. прав. Елизаветы (домовой)

Часовня во имя Иоанна Предтечи (монастырская)

 
   Святыни
 

Икона Божией Матери "Смоленская"

Мощи св. пророка и Предтечи Иоанна (частица)


Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"