Монастыри
Поиск


Монастырь Заиконоспасский

  
Адрес : Россия, 103012, Москва, ул. Никольская, 7-9 (м. "Театральная").
Телефон(ы): (095) 298-04-90
  
Организация: [недействующ.]
  
Дата учреждения:    16 век
Дата закрытия:   
  
  

Схема подчинения

Московская епархия (г. Москва) (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Монастырь основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Первое упоминание в исторических документах относится к 1635 г. Наименование "Заиконоспасский" объясняется его расположением за иконным рядом, находившися вдоль Никольский улицы. С 1665 г. в монастыре была устроена школа, которую возглавлял Симеон Полоцкий. Школа готовила чиновников для правительственных учреждений. В 1687 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, во главе которой встали известные в русской истории братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Из академии вышли многие деятели Церкви, ученые, литераторы. В 1814 г. академия была преобразована в Духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру, а в монастыре осталось Духовное училище.
Главный храм монастыря - Спасский собор - построен в 1660 г. по повелению государя Алексея Михайловича кн. Ф.Ф. Волконским. Освящен в 1661 г. 20 ноября. Ныне существующий собор возник на базе этого здания. Точная дата его постройки неизвестна (предположительно датируется 1711-1720 гг.; обходная галерея на колоннах - второй четвертью XVIII века). Принадлежит к памятникам круга И.П. Зарудного (в деталях наблюдается сходство с такими сооружениями, как Меншикова башня и церковь Иоанна Воина на Якиманке). Это ярусный, крестчатый в плане храм типа восьмерик на четверике, в декоре которого главная роль отведена элементам классического пилястрового ордера.
В 1737 г. храм был сильно поврежден пожаром, но восстановлен при Елизавете Петровне и освящен в 1742 г.
В 1821 г. весь комплекс монастыря сильно пострадал во время нашествия и бесчинств французской армии. Храм обновлялся в 1851 году.
Наверху был расположен придельный храм в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость. Эта церковь одновременна главной. Стены ее богато расписаны внутри изображениями событий Ветхого и Нового заветов, позади левого клироса церковная кафедра в виде "столпа", иконы богато украшены. Вход в нижний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса идет со стороны монастырского двора. Первое впечатление при входе в храм - его необыкновенная мрачность, почти полное отсутствие дневного света из-за того, что этот низкий храм с трех сторон окружен высокими двухэтажными и трехэтажными монастырскими строениями. Храм поддерживается четырьмя каменными столпами.
В 1920 гг. храм стал центром обновленческого "Союза церковного возрождения", а в 1929 г. был закрыт. В здании храма размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Верхний ярус перестроен - в крыше сделаны люкарны, на 3 и 4 ярусах поставлена декоративная ограда и проч. Вместо креста водружен позолоченный штырь. Храм возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г. Храм имеет статус патриаршего подворья. К храму приписаны колокольни б. Заиконоспасского и б. Никольско-Греческого монастырей (1902 г., арх. Г.А. Кайзер).


The Zaikonospassky monastery
The monastery was founded in 1600 by Tsar Boris Godunov. The first record in the historical documents dates back to 1635. It owes its name to its location behind the icon market on the nearby Nikolskaya street. Since 1665 the monastery housed a school for future government officials headed by Simeon Polotsky. In 1687 the Slav-Roman-Latin Academy was opened in the cloister, headed by famous brothers Ioanniky and Sophrony Likhuds. The academy nurtured many outstanding Church leaders, scientists, and men of letters. In 1814 the academy was transformed into Theological academy and moved to the Holy Trinity St.Sergius Laura. The theological seminary was left in the monastery.
The main monastery church - the Savior cathedral - was built in 1660 on the decree of Tsar Alexey Mikhailovich by prince F.F.Volkonsky. It was consecrated on November 20, 1661. The existing cathedral was erected on the basement of the old building. The exact date of its construction is unknown (presumably it was built in 1711-1720, the side gallery on columns - in the second quarter of the 18th century). It belongs to the works of I.P Zarudny (in details it shows similarity to such structures as Menshikov's tower and John the Warrior church in Yakimanka street). The cathedral has two levels (octagon on the square). Its decoration includes the elements of classical pilaster order.
In 1737 the church was badly damaged by fire. Restored under Tsarina Elisaveta Petrovna, it was consecrated in 1742.
In 1812 the whole monastery complex badly suffered during the invasion of the French army. The church was renewed in 1851.
On the upper floor it had a side-altar in honor of the Consolation of All the Afflicted icon of the Mother of God. It was contemporary with the main one. Its walls were sumptuously painted with events of the Old and the New Testaments, it had a pulpit in the shape of a "pillar" behind the left choir, and the icons were richly decorated. The entrance into the lower church in honor of the All-Merciful Savior is on the side of the monastery yard. The first impression after entering the church is that of uncommon darkness, almost total absence of sunlight, the church being low and encircled on three sides by high two- and three-storied monastery buildings. The vault is supported by four stone pillars.
In 1920 the church became the center of the "Union for Church revival", and in 1929 it was closed down. The building housed various public institutions. In 1960s the building of the closed cathedral was restored. The upper level was reconstructed - lucernas were made, and on the 3rd and 4th levels a decorative fencing, etc. was installed. Instead of the cross, a gilded spire was mounted on top of the church. The church building was returned to the Orthodox Church in 1992. The Divine services started in July 1992. At present the church has the status of a Patriarch town residence. The belfries of the former Zaikonospassky and Greek Nicholas monasteries (1902, architect G.A.Kaiser) have also been restored to the residence.

  
  

Служители

 Глава
  
   архимандрит
   Рафаил (Краснопольский)
1703 г. 18 век   -  
1704 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Гедеон (Вишневский) I
1723 г. 18 век   -  
1728 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Герман (Копцевич)
1728 г. 18 век   -  
1731 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Порфирий (Крайский)
5.09. 1742 г. 18 век   -  
1748 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Геннадий (Драницын)
1757 г. 18 век   -  
1758 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Гавриил (Петров-Шапошников)
1760 или 1761 18 век   -  
1763 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Геннадий (Границкий)
1.01. 1764 г. 18 век   -  
1768 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Антоний (Герасимов-Зыбелин)
1768 г. 18 век   -  
18 век
  
  
   архимандрит
   Амвросий (Подобедов)
1774 г. 18 век   -  
1778 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Павел (Пономарев) II
1782 г. 18 век   -  
1783 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Мефодий (Смирнов)
1.01. 1792 г. 18 век   -  
1794 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Амвросий (Орлин / Яковлев-Орлин)
1794 г. 18 век   -  
1795 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Евлампий (Введенский)
1795 г. 18 век   -  
1798 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Серафим (Глаголевский)
1798 г. 18 век   -  
1799 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Августин (Виноградский)
25.12. 1801 г. 19 век   -  
19 век
  
  
   архимандрит
   Евгений (Казанцев)
1814 г. 19 век   -  
1817 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Парфений (Чертков)
21.09. 1817 г. 19 век   -  
1819 г. 19 век
  
  
   архимандрит
   Виталий (Щепетов)
1827 г. 19 век   -  
1833 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Сергий (Ляпидевский)
08.08. 1859 г. 19 век   -  
1861 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Иоанникий (Холуйский)
02.03. 1861 г. 19 век   -  
19 век
  
  
   настоятель
   Иосиф (Баженов)
1881 г. 19 век   -  
1884 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Арсений (Иващенко)
1886 г. 19 век   -  
1889 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Феодосий (Рождественский)
19 век   -  
23.01. 1895 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Анатолий (Станкевич)
19 век   -  
20.12. 1898 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Феофилакт (Клементьев)
1903 г. 20 век   -  
1907 г. 20 век
  
  
   настоятель
   Евфимий (Елиев)
2.06. 1909 г. 20 век   -  
20 век
  
  
 архимандрит
  
   Владимир (Третьяков) 18 век   -  
19 век
  
  

 
Библиография

   1   Бельдова М.В., Воробьева Ю.С., Жукова М.П. и др. сост.; Иннокентий (Просвирнин), архим., научный руковод.. История Русской Православной Церкви в документах Федеральных архивов России; Архивов Москвы и Санкт-Петербурга: Аннотированный справочник-указатель.. Москва. Новоспасский монастырь. 1995 . 397,[3] с..
  
   2   Судариков А.В., Чапнин C.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. М.. Братство Святителя Тихона. 1993 . 224 с..
  
   3   Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. Москва. Изд-во Братства Святителя Тихона. 1999 . 256 с..
  
   4   Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Собор в честь Спаса Нерукотворного Образа и иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (двухэтажный)


Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"