Монастыри
Поиск


Монастырь Донской Старочеркасский (мужской)

  
Адрес : Россия, 346701, г. Ростов-на-Дону, Аксайский р-н, ст. Старочеркасская.
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:   
  
  

Схема подчинения

Ростовская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Датой основания Донского женского монастыря в станице Старочеркасской считается 1836 год, когда вдова полковника Данилы Степановича Ефремова пожертвовала свое богатое подворье с атаманским дворцом, великолепной церковью Донской иконы Божией Матери и всеми постройками монастырю.
Подворье атаманов Ефремовых пользовалось большой известностью на Дону своим богатством, хлебосольным гостеприимством и европейскими приемами. В 1825 году на подворье Ефремовых побывал император Александр Благословенный.
История этого подворья относится к 1750 г., когда на его территории был заложен двухэтажный атаманский дворец площадью 1000 кв. м, а в 1756-1761 гг. была выстроена напротив дворца домовая церковь во имя Донской иконы Божией Матери, и, по преданию, образцом для нее послужила одна из церквей Киево-Печерской Лавры. Предполагают, что в создании Донской церкви участие ученики школы Растрелли и Ринальди. Трехярусный однокупольный храм, сочетающий в своей архитектуре барокко и классицизм, вместе с колокольней имел довольно внушительный вид рядом с казачьими куренями станицы Старочеркасской.
Не поскупились Ефремовы и на внутреннее убранство храма: роспись на стенах, четырехярусный иконостас с 40 иконами, четыре из которых, греческой живописи, упоминаются в книге описания Российских замечательных церквей. Привлекали внимание молящихся и другие иконы: Успения Пресвятой Богородицы, Донской Божией Матери (храмового праздника), Одигитрии и другие, а также Плащаница (1865 г.). Имелся также складной образ во имя Одигитрии Божией Матери, который брали с собой в военные походы атаманы Ефремовы. Многие иконы и Плащаница были украшены жемчугом и драгоценными камнями, царские врата и паникадило были из серебра, крест и сосуды были золотыми, украшенными алмазами и яхонтами и т.п. Всего же в церкси было более 24 пудов серебра, более 6 фунтов золота, 533 бриллианта, 409 алмазов и т.д.
В начале 20 века в Донском монастыре находилось 16 штатных монахинь, 2 сверхштатных, 96 рясофорных, 135 послушниц, а всего 250 человек.
Основные богатства монастыря, как и Войскового Воскресенского собора станицы Старочеркасской, в годы революции были вывезены заграницу, оставшееся хозяйство - разорено и разграблено в первые годы советской власти.
До недавнего времени монастырь находился в ведении Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.
Монастырь вновь открыт 5.10.1994 г.


The Donskoy Starocherkassky monastery
The date of the foundation of the Donskoy convent in Starocherkasskaya stanitsa is considered to be the year 1836, when the widow of colonel Danila Stepanovich Efremov donated to the Church her rich estate with the ataman palace, a magnificent church of the Don icon of the Theotokos and other buildings.
The estate of the Efremovs was well known on the Don by its wealth, hospitality and European-style receptions. In 1825 the estate was visited by Emperor Alexander the Blessed. The foundation of the estate dates back to 1750, when a large two-storied ataman palace was built here. In 1756-1761 a home church in the name of the Don icon of the Theotokos was erected opposite to the palace. According to an oral tradition, it was modeled after one of the churches of the Kiev Cave Laura. It is assumed that disciples of Rastrelly and Rinaldy took part in its construction. A three-floor one-dome church with a belfry, combining baroque and classicism in its architecture, looked very imposing beside the Cossack huts of Starocherkasskaya stanitsa. The interior of the church was lavishly decorated: its wall painting and the four-row iconostasis with 40 icons, including four in the old Greek style, were mentioned in the "Description of remarkable Russian churches". The attention of the worshippers was also claimed by other icons: the Assumption of the Theotokos, the Don icon of the Mother of God (the patronal feast of the parish), Odigitria, and others, as well as by the Holy Shroud (1865). The church also possessed a folding Odigitria image of the Mother of God that the Efremovs took with them to their war campaigns. The icons and the Holy Shroud were decorated with pearls and precious stones, the Royal Gates and the chandelier were made of silver, the cross and vessels were made of gold decorated with diamonds and rubies, etc. All in all, the church treasured over 24 poods (old Russian measure of weight = 16,38 kg) of silver, over 6 pounds of gold, 533 brilliants and 409 diamonds. In the beginning of the 20th century the Donskoy convent housed 16 salaried nuns, 2 supernumerary nuns, 96 frocked nuns and 135 lay sisters.
The larger part of the convent treasures, as well as those of the Voiskovoy Ascension cathedral of Starocherkasskaya stanitsa, were taken abroad. The estate was ravaged and plundered in the first years of the Soviet regime.
Till recently the buildings of the convent made part of the regional historical and architectural museum.
The convent was reopened as a monastery on 5.10.1994.

  
  

Служители

 Глава
  
   настоятель
   Модест (Потапов)
20 век     
  

 
Библиография

   1   Посохов Виктор. Донской Ефремовский монастырь. 0
  

Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"