Монастыри
Поиск


Монастырь Успенский в честь иконы Божией Матери "Свенская" (мужской)

  
Адрес : Россия, 242020, Брянская обл. и р-н, п. Супонево.
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    13 век
  
  

Схема подчинения

Брянская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Свенский монастырь, один из самых древних на Руси, расположен на берегу реки Десны, напротив реки Свены, в четырех верстах от города Брянска.
История возникновения монастыря связана с именем великого князя черниговского Романа Михайловича. В 1288 году во время своего пребывания в городе Брянске князь ослеп. Услышав о чудесных исцелениях, совершающихся при Печерской иконе Божией Матери в Киеве и при мощах свв. Антония и Феодосия, печерских чудотворцев, он послал гонца в Печерский монастырь с милостыней и просьбой отпустить к нему этот чудотворный образ для испрошения исцеления. Архимандрит Печерский, посоветовавшись с братией, отпустил образ в Брянск на ладьях по реке Десне. Плывя по реке, сопровождающие икону остановились на одном берегу и провели там ночь. Когда на следующий день они вошли в лодку, где находилась икона Богородицы, чтобы помолиться перед ней, то оказалось, что иконы в лодке нет. Они отправились искать ее и нашли, стоящей на большом дубе против реки Свены. Об этом они уведомили Черниговского князя Романа. Последний со всем собором священников отправился пешком на то место, где стояла икона Богородицы. Когда перед ней совершили молебен, то великий князь прозрел. После этого икона Богородицы была снята с дерева. В скором времени тут было заложено основание храма в честь Успения Богоматери. В последующее время великие князья и цари не оставляли Свенской обители своим вниманием и попечением. Уже основатель обители великий князь Роман наделил ее землями и угодьями.
Два раза монастырь подвергался разграблению (в 1583 г. - литовцами, в 1664 г. - крымскими татарами), но и в том и другом случае его в скором времени возобновляли. Свенский монастырь не раз посещал Петр Великий.
С 1764 года монастырь считается третьеклассным.
В обители четыре храма. Главный Успенский, построенный по плану знаменитого художника Растрелли, замечателен своим иконостасом, который принадлежит к типу «полных», т.е. тех, на которых полно представлена как ветхозаветная, так и новозаветная история. Другая церковь построена в честь свв. Антония и Феодосия печерских. Две остальные церкви устроены - одна во имя Преображения Господня, а вторая - в честь Сретения Господня. В монастыре имелась также часовня на том месте, где рос дуб, на котором явилась чудотворная Свенская Печерская икона Богоматери.
Главной святыней монастыря была Свенская икона Богородицы, украшенная богатой золотой ризой. По преданию, икона эта написана знаменитым иконописцем Алипием. На ней изображена Пресвятая Богородица, восседающая на троне с Предвечным Младенцем. По обеим сторонам трона стоят свв. Антоний и Феодосий печерские со свитками в руках.
Четыре раза в год в обители устраивался крестный ход: 3 мая - внутри обители, в Неделю всех святых 7 Вселенского собора, 11 августа - в память избавления города Брянска от нашествия французов в 1812 году; со св. иконой крестный ход идет в город, обходит его и возвращается в обитель. Наконец, 15-го августа устраивается крестный ход из города в обитель.
При монастыре находилась школа и странноприимный дом.
Вновь открыт 11.08.1992 г.


The Dormition monastery in honor of the "Svenskaya" icon of the Theotokos.
The Svensky monastery, one of the oldest in Russia, is located on the bank of the Desna river opposite to the Svena river, four kilometers away from the town of Briansk.
The monastery history is closely connected with the name of Great Prince of Chernigov Roman Mikhailovich. In 1288, during his stay in Briansk, the Prince suddenly lost his sight. Having heard of miraculous healings that occurred at the Caves from the Pecherskaya icon of the Mother of God in Kiev and at the relics of Sts. Anthony and Theodosius, he sent a courier to the Caves monastery with a generous donation and a plea to let the wonderworking image be brought to him to ask for healing. The Caves monastery Archimandrite, after a counsel with the brethren, let the image go to Briansk by boats down the Desna river. On their way down the river the convoy made a stop on the bank and spent a night there. On the following day when they entered the boat to pray before the Theotokos icon they found it missing. They set out in search of it and discovered the icon on a big oak-tree on the bank of the Svena river. They advised the Prince of Chernigov Roman of this incident. The latter, accompanied by the clergy walked to the place where the Theotokos icon was standing. When a prayer service was held before it the Great Prince recovered his sight. After that the icon was taken from the tree. In a short time a church was laid in honor of the Dormition of the Mother of God. Great princes and tsars never left the Svensky cloister without their patronage. The founder of the cloister Great Prince Roman richly endowed it with land.
The monastery was plundered twice - in 1583 by the Lithuanians, in 1664 by the Crimea Tatars. Each time it was soon restored. The Svensky monastery was visited several times by Peter the Great.
In 1764 the monastery was given the third class rank.
The cloister has three churches. The main one is the Dormition church, designed by the famous artist Rastrelly. It is remarkable for its iconostasis presenting both Old Testament and New Testament history. Another church was built in honor of St. Anthony and St. Theodosius of the Caves. Two other churches were built in honor of the Lord's Transfiguration and the Presentation. The place where the oak grew on which the wonderworking Svenskaya Caves icon of the Mother of God was found, was commemorated by a chapel.
The monastery tresured the Svenskaya icon of the Theotokos mounted in gold. According to the oral tradition this icon was painted by the famous icon-painter Alipius. The All-Holy Theotokos is shone enthroned with the Infant Jesus in her arms. The throne is flanked by the figures of St. Anthony and St.Theodosius with scrolls in their hands.
Four times a year a procession with the cross was held in the cloister: on May 3 inside the cloister, on the Sunday of All Saints, on the day of the 7th Ecumenical Council, on August 11 in commemoration of the deliverance of Briansk from the French invasion in 1812. The procession carried the Holy icon to the town, went around it and returned to the cloister. Finally, on August 15, the Dormition day,there was a procession from the town to the cloister.
The monastery maintained a school and a hostel.
It was reopened on 11.08.1992.

  
  

Изменения названия

   Монастырь Свято-Успенский Свенский
  
  

Служители

 Глава
  
   игумен
   Иоанн (Максимович), св.
17 век   -  
1695 г. 17 век
  
  
   настоятель
   Филофей (Лещинский)
1701 г. 18 век   -  
1702 г. 18 век
  
  
   игумен
   Дионисий (Цветаев)
25.12. 1804 г. 19 век   -  
1805 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Иерофей
19 век   -  
19 век
  
  
   настоятель
   Никодим (Анискин)
20 век     
  

 
Библиография

   1   Зверинский В.В.. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи: Вып. 1-3.. С.-Петербург. 1890  - 1897.
  
   2   Иерофей, архимандрит.. Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской губернии.. Москва. 1866 .
  
   3   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Храм в честь Преображения Господня (монастырский)

Храм в честь Сретения Господня (монастырский)

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (монастырский)

Храм во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских (монастырский)


Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"