Монастыри
Поиск


Монастырь Спасо-Андроников

  
Адрес : Россия, 107120, Москва, Андроньевская пл., 10 (м. "Площадь Ильича").
Телефон(ы): (095) 911-45-02
  
Организация: [недействующ.]
  
Дата учреждения:    1356-1360 14 век
Дата закрытия:   
  
  

Схема подчинения

Московская епархия (г. Москва) (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Монастырь основан свт. Алексием, митрополитом Московским, в 1360 г. по обету память чудесного избавления его от бури на Черном море на обратном пути из Константинополя в Москву.
Строителем монастыря и его первым игуменом был ученик прп. Сергия Радонежского прп. Андроник. Монастырь не раз посещался прп. Сергием. Вторым игуменом стал св. Савва. Монастырь несколько раз был разрушен завоевателями, но возрождался вновь. В 1748 году монастырь пострадал от пожара.
В 1812 г. монастырь был опустошен французами, остались в сохранности только драгоценные вещи, вывезенные в Юрьев Польский архимандритом Феофаном.
Монастырь был возобновлен в 1813 г. на средства данные Св. Синодом и частные пожертвования.
С XVIII в. Андроников монастырь становится одним из любимых мест погребения московской аристократии.
В монастыре похоронены были иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный.
В 1919 г. в монастыре устроены пролетарские квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района. В начале 1922 г. были изъяты монастырские ценности.
Монастырь был закрыт в 1922 или 1925 г. В его зданиях первоначально размещена колония для беспризорных. По рассказам старожилов, он использовался также как место заключения. В 1930 гг. планировалось стереть монастырь с лица Москвы: была взорвана огромная колокольня обители, державшая весь ансамбль; полностью уничтожено и кладбище с памятниками.
В 1947 г. в связи с 800-летием Москвы группа деятелей культуры внесла предложение отреставрировать монастырь и создать в нем музей древнерусской живописи им. А. Рублева. Приказ министерства культуры был выдан в 1949 г. В 1959 году была начата реставрация Спасского собора. С тех пор монастырь занят Музеем древнерусского искусства им. Андрея Рублева. С конца 1980-х гг. он преобразован в Центральный гос. музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
Весь ансамбль сохранившихся зданий монастыря помимо двух оставшихся храмов (собор Спаса Нерукотворного образа и храм Михаила Архангела) включает: трапезную одностолпную при церкви Михаила Архангела, 1504-1506 гг.; настоятельский корпус 1670 гг., XVIII в.; XIX в.; братский корпус нач. XVIII в.; здание духовного училища 1810-1814 гг.; крепостные стены XVII-XVIII вв.; главные ворота с двумя башнями; юго-западную башню; северо-западную башню XVII-XVIII вв.
Каменные стены и башни монастыря были возведены во второй половине XVII в. (в XVIII в. они были сильно перестроены).
Ликвидированный в 1927 г. некрополь начали восстанавливать в 1989 г.
Белокаменный Спасский собор построен в начале XV (конце XIV) века на месте деревянного, возведенного св. Андроником. В 1428 г. украшен живописью Даниилом Черным и учеником его Андреем Рублевым (сохранились только фрагменты орнаментальной росписи на откосах алтарных окон). Это самый древний из ныне существющих и самый значительный памятник первой половины XV в. На основе многих традиционных приемов раннемосковской архитектуры в нем создан новый тип храма, получивший затем развитие в зодчестве Москвы XV-XVI вв. Храм получил единую динамическую ярусную форму храма-башни - прообраз столпообразных соборов XVI в.
Собор пострадал от пожара в 1812 г. Восстановлен в 1813 г. В 1840-1850-х гг. пристроены приделы (Успения Божией Матери, правый, освящен в 1850 г., и левый - св. Андроника), расширены боковые паперти и собор значительно переделан.
После закрытия монастыря храм использовался различными учреждениями; в конце 1940-х гг. - архивом. В ходе реставрации, начавшейся в 1954 г. под руководством архитектора Л.А. Давида, были сломаны все позднейшие пристройки, в том числе оба придела сер. XIX в., и реконструирован вид собора XV в. При этом многие части, в особенности барабан и глава Спасского храма, не были достоверно документированы на памятнике - из-за отсутствия деталей привлечены такие отдаленные свидетельства, как кадило игумена Никона из Троице-Сергиевой Лавры 1405 г. и др.
Мощи и надгробия св. Андроника и св. Саввы отсутствуют. Внутри выставлено несколько старинных плит, а также сделанное недавно символическое надгробие Андрей Рублева (у северной стены). Росписи уничтожены (за исключением вышеупомянутых фрагментов в откосах алтарных окон).
Собор был закрыт в 1924 г. С 1989 г. в соборе возобновлены богослужения.
Cвятыни: чтимая икона Всех Святых.


The Savior-St. Andronicus monastery.
The monastery was founded by St. Alexy, Metropolitan of Moscow, in 1360 to keep the vow given after his miraculous deliverance from the storm in the Black Sea on his way back from Constantinople to Moscow.
Disciple of St. Sergius of Radonezh, St. Andronicus was the builder and the first hegumen of the monastery. St. Sergius visited it several times. St. Savvas was its second hegumen. The monastery was destroyed several times by invaders, but each time rose again. In 1748 it badly suffered from fire.
In 1812 the monastery was devastated by the French, only the valuables moved to Yuriev Polsky by Archimandrite Feofan remaining intact.
The monastery was reopened in 1813 on the funds assigned by the Holy Synod and on private donations.
In the 18th century the graveyard of the St. Andronicus monastery became a favourite burial ground of Moscow nobility. Andrey Rublev and Daniel Cherny are buried in the monastery.
In 1919 apartments for the workers of Rogozh-Simonov district were arranged in the monastery. In the beginning of 1922 the monastery treasures were confiscated.
The monastery was closed down in 1922(1925?). Its buildings were used to accomodate a waif colony. According to the stories of old residents it was also used as a jail. According to the city development plans of 1930 the monastery was to be completely demolished. The great cloister belfry, the center of the whole ensemble, was blown up; the cemetery was swept off the ground.
In 1947, when the 800th anniversary of Moscow was going to be celebrated, a group of eminent artists and intellectuals proposed to restore the monastery and use it as a museum of ancient Russian painting museum named after A.Rublev. The order of the Ministry of Culture was issued in 1949. In 1959 the restoration of the Savior cathedral was started. Since that date the monastery belongs to the Rublev Museum of Ancient Russian Art. In late 1980 it was reformed into the Central State Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art.
The ensemble of old buildings, apart from the two remaining churches (the "Not-made-by-hands" Savior Icon cathedral and the Archangel Michael church) includes: one-pillar refectory in the Archangel Michael church (1504-1506); the Father Superior residence building (1670, rebuilt in the18th and the 19th centuries); cells (early 18th century); the building of the theological college (1810-1814); the fortress walls(17th-18th centuries); the main gates with two towers; the south-western tower; the north-western tower (17th-18th centuries).
The stone walls and the towers of the monastery were erected in the second half of the 17th century (in the 18th century they underwent a major reconstruction).
The restoration of the necropolis destroyed in 1927 was started in 1989.
The white-stone Savior cathedral was built in the beginning of the 15th century (the end of the 14th century?) on the place of a wooden one erected by St. Andronicus. In 1428 it was painted by Daniel Cherny and his disciple Andrey Rublev (only fragments of ornamental painting on the slopes of altar windows remain intact). It is the most significant among the surviving architectural monuments of the first half of the 15th century. Combining many traditional techniques of early Moscow architecture, it presents a new type of Moscow architecture developed in the 15th-16th centuries. Its powerful towering structure served as a prototype for many churches built later in the 16th century.
The cathedral suffered from fire in 1812 and was restored in 1813. In 1840-1850 two side-altars (the right one, of the Assumption of the Mother of God, dedicated in 1850, and the left one, named after St. Andronicus) were added, the side porches were extended, and the cathedral underwent a major reconstruction.
After the monastery was closed down, the church was occupied by various institutions; in the late 1940s it housed an archive. In the course of restoration started in 1954 under the direction of architect L.A.David all the later annexes were pulled down, including both side-altars of the middle of the 19th century. The cathedral was reconstructed according to the design of the 15th century. Many parts of Savior cathedral, particularly the drum and the dome, were not documented in detail. Even such distant evidences had to be taken into account as the censer of Nikon, Hegumen of the Holy Trinity St. Sergius Laura, dated in 1405.
The relics and the tombstone of St. Andronicus and St. Savvas are missing. Several ancient slabs, as well as the recently made symbolic tombstone of Andrey Rublev (at the northern wall) are exhibited. The old fresco-paintings, except for the mentioned fragments on the slopes of the altar windows, have not survived.
The cathedral was closed down in 1924. Since 1989 services in the cathedral have been resumed.
The cathedral treasures a venerated icon of All Saints.

  
  

Служители

 Глава
  
   игумен
   Андроник Московский, преподобный
1356 г. 14 век   -  
13.06. 14 век
  
  
   архимандрит
   Митрофан
1504 г. 16 век   -  
1507 г. 16 век
  
  
   архимандрит
   Сергий I
1509 г. 16 век   -  
1517 г. 16 век
  
  
   архимандрит
   Феодосий (Вятко)
08. 1566 г. 16 век   -  
16 век
  
  
   архимандрит
   Евфимий
1627 г. 17 век   -  
17 век
  
  
   архимандрит
   Сильвестр
1648 г. 17 век   -  
1653 г. 17 век
  
  
   настоятель
   Симеон (Молюков/Милюков)
14.09. 1674 г. 17 век   -  
1676 г. 17 век
  
  
   архимандрит
   Авраамий (Юхов)
1681 г. 17 век   -  
1684 г. 17 век
  
  
   архимандрит
   Авраамий
17 век   -  
17 век
  
  
   архимандрит
   Арсений (Костюрин)
9.01. 1687 г. 17 век   -  
12.01. 1692 г. 17 век
  
  
   архимандрит
   Иосиф
18 век   -  
1725 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Киприан (Скрипицын)
18.01. 1733 г. 18 век   -  
1736 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Авраам (Шумилин)
20.12. 1817 г. 19 век   -  
19 век
  
  
   настоятель
   Сергий (Спасский)
28.10. 1880 г. 19 век   -  
1882 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Григорий (Воинов)
19 век   -  
1896 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Нафанаил (Соборов)
14.11. 1896 г. 19 век   -  
20 век
  
  
   настоятель
   Сильвестр (Братановский)
1907 г. 20 век   -  
1910 г. 20 век
  
  
   настоятель
   Владимир (Соколовский-Автономов)
20 век   -  
20 век
  
  

 
Библиография

   1   Судариков А.В., Чапнин C.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. М.. Братство Святителя Тихона. 1993 . 224 с..
  
   2   Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. Москва. Изд-во Братства Святителя Тихона. 1999 . 256 с..
  
   3   Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Собор в честь Спаса Нерукотворного Образа (бывший монастырский)

Храм во имя Архистратига Михаила (бывший монастырский)


Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"