Монастыри
Поиск


Монастырь Серафимо-Понетаевский (женский)

  
Адрес : Россия, Нижегородская обл., с. Понетаевка.
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1869 г. 19 век
  
  

Схема подчинения

Нижегородская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Монастырь был основан в 1869 г. Настоятельницей Серафимо-Понетаевского монастыря стала Гликерия Васильевна Занятова. Родилась она в 1819 году, родом из крестьян, имела домашнее образование. С 1845 года, с 26 лет от роду, - в послушницах в Серафимо-Дивеевском монастыре. 27 лет ее жизни были прожиты в обители. Она знала Преподобного Серафима. В 42 года , в 1861 году, она была избрана настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря, но не была утверждена Святым Синодом.
В силу "непреоборимых обстоятельств" ушла она из Дивеевского монастыря и с ней вместе еще две монахини. Они отправились на могилу Старца Серафима, выплакали свое горе и испросили у Старца совета о дальнейшей жизни. Был им совет Старца - найти себе приют в доме благочестивой девицы Елисаветы Алексеевной Коньевой, имевшей имение в селе Понетпевке Арзамасского уезда. Поселились сестры там, и вскоре к ним присоединились еще 20 сестер из Дивеевского монастыря. Образовывается община с названием Серафимовская, которая была утверждена Святым Синодом 27 октября 1864 года. Община быстро строится, и уже в 1867 году из отчета Благочинного Арзамасского Спасопреображенского монастыря настоятеля Макария мы узнаем, что в общине имеются: церковь - одна, жилых корпусов - 10, из них 1 каменный и 9 деревянных на каменном фундаменте. В общине была выстроена больница на каменном фундаменте. В конце 1867 года были выстроены трапезная и церковь. Проживало в общине 40 сестер, а послушниц - 130, всего 170 человек.
В 1869 году община была возведена в степень третьеклассного женского монастыря с учреждением при нем училища для девиц духовного звания.
Отличительной чертой Понетаевского монастыря была "благоуветливость" монахинь, помощь, ласка без упрека, которая есть высший синтез природной доброты и обдуманных обычаев, к которым приучен с детства.
Понетаевский монастырь богатеет за счет пожертвований, за счет разумного хозяйствования, за счет продажи икон. "Игуменья монастыря, сама художница, получила крест в Петербурге за рисование. Епископ Инокентий, викарий Петербуржский, заказал монастырю до 50 икон Преподобного Серафима". И именно ее монахи единогласно выберут настоятельницей общины, а затем и монастыря. В 1870 году (51 год) Гликерия Занятова принимает монашеский постриг с именем Евпраксии и в том же году удостаивается введения в сан игуменьи.
С первых дней возникновения обители сестры занимались живописными работами, так как были искусными художницами. Эти мастерицы позже и создадут славу Понетаевского монастыря своими иконами, которые они писали не только по дереву, холсту, но и по финифти. К середине 18 века получает широкую известность новый центр финифти - Ростов Великий - затем Петербург. К 70-м году 19 века колоссально возрос спрос на изделия из финифти. И возникает еще один центр - Серафимо-Понетаевский монастырь. Сложно сказать, кто и когда занес этот промысел в монастырь, но из документов уже за 1871 год мы узнаем, что росписью по финифти занимаются 5 монахинь, а еще 2 заняты тем, что изготавливают плитки и оправу для финифтяных образов. Сложность этой техники состоит в миниатюрности и в том, что для изготовления финифти требуется очень высокая температура обжига - около 900 градусов. Живописными работами в 1871 году занимаются 20 монахинь, несколько человек делают мозаику. Доход от живописных работ в 1867 году составлял 820 рублей в год.
Монастырь растет, строятся новые здания, в монастыре существует больница, училище для девиц духовного звания, приют для девочек-сирот, имеется школа иконной живописи греческого стиля, финифти, мозаичных работ. В 1871 году число всех проживающих в Серафимо-Понетаевском монастыре уже 247. В 1884 году в монастыре живет 408 женщин. А 1885 год стал для монастыря знаменательным, в монастыре произошло чудо. Икона Знамения Пресвятой Богородицы, написанная в 1879 году, одной из сестер монастыря Клавдией Ивановной Войлошниковой, вдруг стала светлеть ликом, взор Богородицы устремляется на молящих сестер обители. Вслед за этим стали происходить чудесные исцеления больных. Жители окрестных сел прослышав об этом, стали стекаться в монастырь для поклонения и исцеления. Икону перевезли в Нижний Новгород. Нижегородской Духовной Консисторией было учинено дознание, донесено Святейшему Синоду, проведено тщательное расследование, и икона была объявлена чудотворной. Указ об этом был напечатан в "Нижегородский Епархиальных Ведомостях" № 20 за 1885 год. Сотни людей обретали исцеление. Икону носили по домам нижегородцев, она была выставлена в главном Спасо-Преображенском Соборе, а затем ее торжественно возвратили в монастырь. Слава о чудотворной иконе стала быстро расходиться по России.
Монастырь богатеет, быстро строится, становится нештатным. В 1869 году община была возведена в степень третьеклассного штатного монастыря. За 19 лет положение монастыря настолько изменилось, что он мог сам себя содержать и количество монахинь в нем не ограничивалось. В 1888 году в нем живут 442 женщины.
В монастыре имелись: три церкви, 15 жилых корпусов, из них 5 каменных, каменный живописный корпус, имелось большое количество хозяйственных построек, земли для сельскохозяйственных работ свыше 1500 десятин, леса 511 десятин, несколько хуторов, лесные дачи, капитала в бумагах на 11050 рублей, каменная часовня в Нижнем Новгороде. Часовня эта при начале Похвалинского съезда замечательна не древностью, а превосходной архитектурой, она построена в начале 70-х годов архитектором Л.В. Далем в стиле 17 века. При ней имелись каменные пристройки для живущих там сестер. В часовне находились 3 превосходные иконы работы академика П.С. Сорокина, руководившего иконописными мастерскими Понетаевской общины.
При монастыре имелась живописная школа, в которой занимались сестры как обычной живописью, так и иконной греческого стиля; живописью по финифти, мозаичным художеством, выделыванием и крашением материй для монастырских одежд, прядением льна и шерсти, ткачеством, вязанием и шитьем одежды и обуви. Также сестры выполняли полевые, луговые, садовые, огородные и прочие разного рода работы. Но живописные работы, которыми занимались молодые монахини от 18 и более лет, знавшие грамоту, все же являлись для монастыря первоочередными. Доход от работ был немалый, так как только копии с чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы, сотнями расходились по Нижегородской губернии и по сегодняшний день их можно встретить в церквях Нижегородской Епархии. Монастырь назывался Серафимовским и иконы с изображением прославленного старца также пользовались большим спросом. Роспись по финифти делала иконы практически вечными, краски со временем не тускнеют, сохраняют свою яркость и свежесть по сегодняшний день. После закрытия монастыря в 1925 году основной фонд икон монастыря попал в историко-архитектурный музей-заповедник.
Ныне обитель, закрытая после революции, возвращена Русской Православной Церкви.


The Ponetaevka Seraphim convent
The convent was founded in 1869. Glikeria Vasilievna Zanyatova was the first Mother Superior of the Ponetaevka Seraphim Convent. She was born in 1819, and, coming from a peasant family, was educated at home. In 1845, aged 26, she became a lay sister in the Diveevo Seraphim convent. She spent 27 years of her life in this cloister. She personally knew Venerable Seraphim of Sarov. In 1861, at the age of 42, she was elected Mother Superior of the Diveevo Seraphim convent, but her candidacy was not approved by the Holy Synod.
Due to "insurmountable circumstances" she left the Diveevo Convent, and two more nuns accompanied her. They went to the grave of Starets Seraphim to cry out their grief and ask the saint for advice. They were told to seek shelter in the house of a devout maid Еlizaveta Alekseevna Konieva by name who had an estate in Ponetaevka village of Arzamas district.
The sisters did as they were told. Very soon twenty more sisters from the Diveevo convent joined them. Thus the community called Seraphimovskaya was started. The Holy Synod gave it an official status on October 27, 1864. From a report of Dean Makary of the Arzamas Lords's Transfiguration monastery, written in 1867, we learn that the community had one church and ten dwelling houses - one made of stone and nine made of wood on stone basement. A hospital on stone basement was also built in the community. At the end of 1867 a refectory and a church were added. The community numbered 40 sisters and 130 postulants, 170 people in all.
In 1869 the community was given the rank of a third-class convent and started a school for girls from the families of the clergy.
The nuns of the convent were known for their devotion, benevolence and kindness - the fruits of well cultivated natural disposition.
The Ponetaevka Convent owed its prosperity to donations, wise management and the sale of icons. "The Mother Superior was an artist herself. In St.Petersburg she was awarded a cross for painting. Bishop Innokenty, vicar of St. Petersburg, commissioned from the convent no less than 50 icons of St. Seraphim". In 1870 Glikeria Zanyatova, who was then 51 year old, took the veil under the name Eupraxia and the same year she was unanimously elected Mother Superior of the convent.
The icon-painting workshop existed in the community since the day of its foundation. The convent was famous for its icons painted on wood, canvas and enamel. In the 18th century a major centre of enamel painting had existed in Rostov the Great. As more workshops sprang up in St. Petersburg, the art of enamel-painting became increasingly popular. It is hard to say who and when brought this craft to the convent, but it follows from the documents of year 1871 that 5 nuns painted on enamel, and 2 more produced tiles and settings for enamel images. The technique of enamel painting is extremely sophisticated due to its miniature quality and the high temperature (about 900 C) needed for enamel treatment. In 1871 20 nuns did painting works, some nuns made mosaics. The income from the paintings amounted in 1867 to 820 roubles a year.
The convent was growing: it now housed a hospital, a school for girls from the families of the clergy, a girl orphanage, a school of icon painting in the Greek tradition, enamel and mosaic workshops. In the period between 1871 and 1884 the population of the convent grew from 247 to 408 women.
Year 1885 was notable for a divine miracle: the icon of the Sign of the Most Holy Theotokos painted in 1879 by one of the convent sisters Claudia Ivanovna Voiloshnikova suddenly started to brighten and the look of the Mother of God turned to the praying sisters of the cloister. After that event numerous cases of miraculous healing from the icon were recorded. Many people from local villages came to the convent for worship and healing. The icon was brought to Nizhny Novgorod. The Nizhny Novgorod Theological Consistory reported the case to the Holy Synod and carried out a thorough investigation. As a result, the icon was acknowledged to be wonder-working. The final report was published in the 20th issue of "The Nizhny Novgorod Diocesan Gazette". In 1885 hundreds of people were healed through the icon. The icon was carried around the city and brought for worship to private houses. After being displayed in the city's Transfiguration Cathedral it was brought in a solemn procession back to the convent. The word about the wonder-working icon spread around the whole of Russia.
The convent prospered and the state funding was eventually withdrawn. In 1869 the community obtained the status of a third-class convent. After 19 years the position of the convent changed so drastically that it could live on its own and the number of nuns was no longer restricted. In 1888 it was home to 442 women.
The convent had 3 churches, 15 living buildings including 5 stone ones, a stone building for art workshops, a lot of auxiliary structures, over 1500 dessiatinas (1 dessiatina = approx. 2 3 / 4 acres) of arable land, 511 dessiatinas of forests, a number of small villages, summer houses in the forest, 11050 roubles of capital in banknotes, a stone chapel in Nizhny Novgorod. This chapel at the beginning of Pokhvalinsky Syezd street was remarkable for its architecture. It was built in the early 70-s by the architect L.V. Dal in the style of the XVII century. It was flanked by stone cells for the nuns. In the chapel there were 3 marvellous icons by the academician P.S. Sorokin who directed the icon workshops in the Ponetaevka community.
The convent had an art school where the sisters practiced such crafts as icon painting (both in contemporary and traditional Greek style), painting on enamel, mosaic. They also produced and dyed fabrics for convent clothes, span flax and wool, produced clothes and footwear, not to mention the agricultural works and household tasks. The icon painting, however, remained the priority. The profit from the paintings was considerable. At least hundreds of copies of the wonder-working icon of the Sign of the Most Holy Theotokos were sold all over Nizhny Novgorod Province, and even now they are still to be found in the churches of the Nizhny Novgorod Diocese. The convent was named after St. Seraphim of Sarov, and the icons of the famous saint were in great demand too. Painting on enamel made the icons practically everlasting, the colours remain ever bright and fresh. In 1925 the convent was closed down, and the greater part of the convent icons were handed over to the museum of local history and architecture.
The cloister, closed after the revolution, has now been restored to the Russian Orthodox Church.
  
  

Служители

 Глава
  
   настоятельница
   Евпраксия (Занятова)
1870 г. 19 век   -  
19 век
   и. о.
  

 
Библиография

   1   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  

Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"