Монастыри
Поиск


Монастырь Макариев-Решемский (женский)

  
Адрес : Россия, 155840, Ивановская обл., Кинешемский р-н, с. Решма, ул. Волжская, д.10.
Телефон(ы): 98-343
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    14 век
  
  

Схема подчинения

Иваново-Вознесенская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Первоначально Макариев монастырь находился близ некогда обширной и торговой слободы Решмы, оставившей несколько ярких страниц в русской истории. Здесь в начале 1612 года останавливался князь Пожарский, направляясь с войском из Нижнего Новгорода через Кинешму и Кострому для избавления Москвы от поляков. В правление царевны Софьи Алексеевны Решма была в числе других наград пожалована за второй крымский поход князю Василию Голицину. Но в особенности Решма известна по устроенному вблизи ее монастырю, который назывался Макарьевским, потому что основал его преподобный Макарий Унженский и Желтоводский чудотворец.
Родившись в 1349 году в Нижнем Новгороде от зажиточных и благочестивых родителей Иоанна и Марии, Макарий еще в юности возненавидел суету мирскую и возлюбил жизнь отшельническую. Двенадцатилетним отроком он тайно от родителей принят от архимандрита Дионисия иноческий постриг в Печерском монастыре, что в трех верстах от Нижнего Новгорода. После того, как архимандрит Дионисий в 1374 году Святителем Алексием был поставлен во епископа Суздальского и Нижегородского, Макарий недолго оставался в Печерской обители. Чтобы избежать мирской славы и похвал за свои великие подвиги, смиренный инок пожелал скрыться. В 160 верстах от упомянутой обители, Макарий облюбовал повыше слободы Решмы нагорное место на берегу Волги, где устроил небольшую келью. Сюда стали приходить христиане из ближайших окрестностей за советами и давали обет вместе с Макарием проводить подвижническую жизнь. Тогда для собравшейся здесь братии он основал обитель во имя Богоявления, известную под именем Макарьевской пустыни. Точная дата основания обители неизвестна, но с вероятностью следует предположить, что это самый конец 14 века. Вскоре по устроении обители с назначением игумена для братии преподобный Макарий тайно удалился вниз по р. Волге для основания других обителей.
О первоначальном состоянии обители не сохранилось сведений. По преданию, она была сначала устроена под горой, на которой расположена ныне. Также среди местных жителей существует предание о том, что доселе сохранившийся под горой колодец с целебной водой был выкопан самим преподобным Макарием совместно с учениками.
Первоначально строения обители были деревянными. В 1767 году взамен обветшавшего монастырского храма был выстроен каменный храм с колокольней, которые просуществовали вплоть до революции. В храме были устроены три престола: во имя Святой Живоначальной Троицы, преподобного Макария Унженского и во имя великомученицы Екатерины. Стены храма были расписаны старинной живописью, причем заслуживают особенного внимания одиннадцать клейм, написанных повыше нижних окон на сюжеты апокалиптических видений. Иконостас был вызолочен по левкасу и богато украшен искусной старинной резьбой. Особенно привлекали внимание резные царские врата, представляющие рельефное изображение явления Св. Троицы патриарху Аврааму, устроенные в 1786 году усердием строителя иеромонаха Евфимия; также древнего устройства, притом больших размеров, Животворящий Крест Господень с орудиями страданий.
Святынями монастыря были издревле чтимые местными жителями, старинные по письму иконы: преподобного Макария Желтоводского и Казанская икона Божией Матери.
В ризнице обители хранилось немало древних и драгоценных памятников из старинной утвари, облачений и других относящихся к богослужению предметов.
В юго-восточном углу обители в 1862 году был устроен Кинешемским купцом Г. Поленовым деревянный дом с мезонином для жительства Костромского архиепископа Платона по освобождении его от дел епархиального управления. В этом здании находилась небольшая домовая изящная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. По завещанию архиепископа Платона в 1877 году дом этот был передан в собственность бывшего настоятеля Луховской Тихоновой обители архимандрита Сергия, последним же в 1885 году передан в ведение монастыря и с тех пор служил игуменской кельей.
Монастырь всегда был скуден денежными средствами и земельными угодьями и постепенно приходил в запустение. Это было главной причиной того, что не только настоятели, но и братия, большей частью случайная, стремились при первой возможности поступить в более богатую обитель, и состав монастыря чаще был только семибратный. Ввиду этого, Преосвященнвй Виссарион ходатайствовал перед Св. Синодом о преобразовании пустыни в женский общежительный монастырь с таким числом инокинь, какое он в состоянии будет содержать на свои средства. Св. Синод указом от 14 июля 1901 года определил Макариев-Решемскую пустынь обратить в женский того же наименования монастырь. В должности игумении монастыря была утверждена Досифея, настоятельница Свято-Троицкого общежительного монастыря Костромской епархии. Будущая игумения с 7 лет поступила в Анастасиин Костромской монастырь, в 1863 году присоединенный к Богоявленскому находилась под ближайшим мудрым и многоопытным руководством первой игумении монастыря Марии, много лет неся послушание заведующей делопроизводством. В 1900 году она была назначена игумению Свято-Троицкого монастыря, получив за усердное служения Благословенную Грамоту и Наперстный Крест от Св. Синода. Прибывши 19 августа 1901 года в Макариеву обитель, игумения Досифея вступила в новое управление, приняв пустынь в страшном упадке, 24 августа 1901 года.
Торжественное открытие преобразованного Макариевского монастыря совершилось 26 августа 1901 года, когда в нем при новом управлении в лице игумении Досифеи совершена Божественная Литургия во главе с благочинным монастырей архимандритом Иовом, иеромонахом И., бывшим игуменом Макариевой пустыни, и вновь определенным монастырским священником Михаилом Ширяевым.
Самые большие труды в деле воссоздания обители принадлежали энергичной и опытной игумении, и она во время своего управления совершила многое для подъема и улучшения монастыря. Прежде всего она позаботилась о возможном при малых средствах благолепии в храме Божием. Была промыта старая стенная живопись, исправлен иконостас. Трапезная была украшена новыми священными изображениями. Были построены дом для священника на берегу Волги, странноприимный дом. Все кельи поновлены, отремонтирован игуменский корпус. Ввиду постепенно увеличивающегося числа сестер (в начале 1904 г. их было свыше 110) был построен новый деревянный корпус. На собственной монастырской земле, в двух верстах от обители, устроен кирпичный завод, на берегу Волги монастырская пристань, при ней часовня, украшенная иконами: преподобного Макария Унженского, Казанской иконой Божией Матери, великомученицы Екатерины и святого Николая Мирликийского чудотворца, перед которыми во время остановок пароходов совершалось молебное пение для пассажиров. В монастыре предполагалось устроение двухклассного женского училища и нового храма. Для того чтобы получить на это благословение, игумения Досифея поехала к о. Иоанну Кронштадтскому, слава о котором гремела по всей русской земле.
С приходом власти большевиков некоторое время монастырь существовал как сельскохозяйственная артель. Когда обитель была закрыта, сестры покинули монастырь, отказавшись работать на "власть антихриста". 13 марта 1929 года монастырское имущество было передано в еще действующую приходскую Христорождественскую церковь. В 1910 году был закрыт последний действующий приходской храм.
В течение всего этого времени добрая память о Макариевском монастыре, о игуменье, о матушках жила в сердцах местных жителей.
В 1991 году был открыт чудом уцелевший Никольский храм. В 1994 году в Решме возобновилось монашеское жительство, но возродился монастырь уже на новом месте, вокруг бывшего приходского храма. Благословил переименование Свято-Никольского прихода в Макариев-Решемскую монашескую общину высокопреосвященный Амвросий. Незадолго перед этим в обитель была передана большая частица святых мощей преподобного Макария Желтоводского.
В 1996 г. в общине было семь братий, из которых четверо дали монашеские обеты. Богослужения совершались в воскресные и праздничные дни, в полном соответствии с церковным уставом.
Монастырь вновь открыт по постановлению Св. Синода от 09.04.1998 г.
Одно из направлений деятельности обители - просветительское. При монастыре существует Православная Школа имени праведного Иоанна Кронштадтского, издается газета "Свет Православия", готовятся к изданию брошюры просветительского содержания.
Святыни: большая частица святых мощей преп. Макария Желтоводского, ковчежец с частицами святых мощей многих святых.
Ранее принадлежал Костромской епархии.
Постановлением Священного Синода РПЦ от 26.12.2006 г. преобразован в женский монастырь.

Богослужения:
Ежедневно:
7.00 - полунощница, утреннее правило с акафистом или каноном прп. Макарию Желтоводскому и Унженскому.
Еженедельно:
среда 16.00 - молебен с акафистом свт. Николаю.
суббота 16.00 - Всенощное бдение.
воскресенье 7.30 - часы и Божественная Литургия.
16.00 - молебен с акафистом Божией Матери.


The Reshma St.Makary Monastery
Originally the St.Makary monastery lay near a large trading settlement Reshma - a place notable in the Russian history. In 1612 Prince Pozharsky, leading his army from Nizhny Novgorod via Kineshma and Kostroma to expel the Pole from Moscow, made a stay here. During the reign of Tsarevna Sophia Alexeevna Reshma was granted to Prince Vasily Golitsyn in reward for a successful Crimea campaign. Best of all, however, Reshma is known for the nearby St.Makary monastery, founded by St. Makary the Wonderworker of Unzha and Zheltovodsk.
St. Makary was born in 1349 in Nizhny Novgorod in a well-to-do and pious family of Ioann and Maria. Since his childhood Makary came to hate worldly vanity and to love eremitic life. As a 12 year-old boy he took habit from Archimandrite Dionisius in the Caves monastery situated three kilometers away from Nizhny Novgorod. After 1374, when Archimandrite Dionisius became bishop of Suzdal and Nizhny Novgorod, Makary left the Caves cloister. To evade worldly glory and praises for his great feats the humble monk decided to hide away. Makary chose an upland place on the Volga bank upstream from the Reshma settlement, where he built a small hut. Christians from neighboring villages started to come for advice. Some of them joined the hermit. For the sake of the new brethren he founded a cloister in honor of the Epiphany, known under the name of the Makary hermitage. The precise date of the cloister's foundation is unknown, but it probably dates back to the late 14th century. Soon after building the cloister and appointing the abbot for the brethren St. Makary moved down the Volga river to found other cloisters.
There is no information about the original state of the cloister. According to the oral tradition it was founded at the foot of the hill on which it is located now. The well at the foot of the hill, whose water has a power of healing, is believed to have been dug by St.Makary and his disciples.
Originally the cloister buildings were wooden. In 1767 a stone church with a belfry was constructed instead of the old dilapidated monastery church. It existed till the Revolution. In the church there were three side-altars in honor, respectively, of the Holy Life-Giving Trinity, of St. Makary of Unzha and of St. Catherine. The church walls were decorated with ancient painting. Especially interesting were the eleven apocalyptic scenes over the lower windows. The iconostasis was gilded and richly adorned with elaborate ancient carving. Particularly remarkable were the Royal Gates, carved with a relief image showing the appearance of the Holy Trinity to Patriarch Abraham. The Gates date back to 1786 and are the work of hieromonk Euthymius. The church also contained a large ancient cross with instruments of torture shown on it.
Among the objects of worship held in particular reverence from times of old the monastery treasured two icons of ancient painting: the icon of Makary of Zheltovodsk and the Kazan icon of the Theotokos.
The cloister vestry contained many ancient and precious objects of worship, utensils and vestments.
In the south-eastern corner of the cloister G. Polenov, a Kineshma merchant, built a wooden house with an attic which served as a residence for Archbishop Platon after his retirement from the diocesan management. The building included a small elegant home church in honor of the Kazan icon of the Theotokos. Under the Archbishop Platon's will, the house was given over to Archimandrite Sergius, a former Father Superior of the Lukhovsk St.Tikhon cloister. Subsequently the house was made part of the monastery and served as the abbot's cell.
The monastery was poor and gradually sank into desolation. The Fathers Superiors, as well as the brethren themselves, took every opportunity to move to a richer cloister. As a result, the number of monks in the monastery had seldom exceeded seven. In view of this fact, diocesan Bishop Vissarion filed a petition to the Holy Synod to transform the hermitage into a coenobitic convent with so many nuns as it could provide for. By the decree of July 14, 1901, the Holy Synod resolved to transform the Reshma St.Makary hermitage into a convent with the same name. Dosiphea, the Mother Superior of coenobitic Holy Trinity convent of Kostroma diocese, was appointed abbess. At the age of 7 the future abbess had entered the Kostroma Anastasia convent, attached in 1863 to the Epiphany convent. She had grown under the wise and experienced guidance of the first convent abbess Maria and spent many years as the convent record keeper. In 1900 she was appointed abbess of the Holy Trinity convent and awarded for her zealous ministry with a Benediction Diploma and a pectoral cross. Dosiphea took up the management of the convent on August 24, 1901, at the time when the monastery was in complete desolation.
The solemn opening of the transformed Makary monastery took place on August 26, 1901. The Divine Liturgy was officiated by Archimandrite Iov in concelebration with hieromonk I., former abbot of the Makary hermitage, and a newly appointed convent priest Michael Shiriaev.
The revival of the cloister owed much to its energetic and experienced abbess. During her tenure she did a lot to raise and improve the convent. First of all, she did her best to restore the church buildings. Old wall painting was washed clean, the iconostasis was renovated. The refectory was decorated with new wall paintings. On the Volga bank a house for the priest and the house of hospitality were built. The cell buildings and the abbess residence hall were renovated. As the number of sisters was growing(in the beginning of 1904 there were over 110 of them in the convent), a new wooden living building was constructed. On the land two kilometers away from the cloister a brick factory was built. On the Volga bank the monastery construcred a wharf and a chapel with the icons of St.Makary of Unzha, the Kazan Theotokos, St. Catherine and St.Nicholas the Wonderworker. Before these icons the nuns sang prayers for the passengers of the visiting ships. Planning to open a two-year school for women and a new church, Dosiphea got a blessing for her project from Ioann of Kronstadt, a priest whose fame resounded through the whole Russia.
As the Bolsheviks came to power, the convent continued to exist for some time as an agricultural community. When the cloister was closed down, the sisters left the convent, refusing to work for "the power of Antichrist". On March 13, 1929, the convent property was given over to the still functioning Nativity church. In 1940 the last functioning parish church was closed down.
Nevertheless, the memory of the monastery, its abbess and its sisters, survived. In 1991 the miraculously preserved St.Nicholas church was reopened. In 1994 the monastic life was revived in Reshma. The monastery, however, reappeared on a new place, around the former parish church. Bishop Amvrosy blessed the renaming of the St.Nicholas parish into the Reshma St.Makary monastic community. Shortly before this, a large particle of the Holy relics of St.Makary of Zheltovodsk was given over to the cloister.
In 1996 there were 7 brothers in the community, 4 of them took habit. Services were held on Sundays and feast days in full accordance with the church rules.
The monastery was reopened by the resolution of the Holy Synod dated 09.04.1998.
The cloister has become a major centre of religious enlightment. It runs an Orthodox School named after St. Ioann of Kronstadt, publishes a "Light of the Orthodoxy" newspaper and educational booklets.
The sanctities: a particle of the Holy relics of St.Makary of Zheltovodsk, a casket containing particles of the Holy relics of various saints.
Before the revolution the monastery belonged to the Kostroma diocese.

  
  

Служители

 Глава
  
   настоятель
   Евмений (Перистый)
20 век   -  
21 век
  
  
   старшая сестра
   Василисса (Грудогло)
2006 г. 21 век   -  
21 век
  
  
   настоятельница
   Феофания (Губайдулина)
21 век     
  

 
Библиография

   1   Зверинский В.В.. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи: Вып. 1-3.. С.-Петербург. 1890  - 1897.
  
   2   Макариев Решемский монастырь.. Свет православия.. Кострома. Макариев Решемский монастырь. 1996 . 19-22.
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Храм во имя свт. Николая Чудотворца (монастырский)

 
   Святыни
 

Ковчег с частицами мощей многих святых

Мощи прп. Макария Желтоводского (большая частица)


Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"