Епархии
Поиск


Тверская епархия

  
Адрес : Россия, 170006, г. Тверь, ул. Софьи Перовской, 11.
Телефон(ы): (0822) 33-31-57, 33-12-08; факс: 33-37-38
  
Организация: [действующ.] [самостоятельн.]
  
Дата учреждения:   
  
  

Схема подчинения

Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Учреждена в 1271 г. (по Строеву - около 1272 г.; по Голубинскому - в 1285 г.; по Первухину Г.П. - ранее 1271 года).
Выделена из Полоцкой епархии. "...Тверь, пришедшая в известность с 1182 года, принадлежала к области Кривичей. Следственно и в делах церковных она должна была зависеть от иерархии учрежденной в Полоцке..." ("Биографии Тверской Иерархии" т. 1859, с. 3).
С 26.01/04.02.1589 г. - архиепископия.

Наименования:
По Дурново. Иерархия... с. 340, - до 1521 г. некоторые епископы именовались "и Старицкие", а другие лишь "Тверскими". В 1589 г. по случаю предполагавшейся к открытию в Кашине епископии, архиепископам предоставлено было именоваться "и Старицкими", но в том же году сие отменено...".
Ср. также по другим сведениям: 1928-1943 Калининская и Кашинская; 1943-1944 Калининская и Смоленская; 1944-1950 Калининская и Великолукская; 1950-1990 Калининская и Кашинская.

Литература:
Расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Тверской епрахии. Б. м., [1870-е]. 103 с.
Иванов П.С. История Тверской епархии в ХХ столетии (1900–1939) / Твер. гос. ун-т. Тверь, 2009. Ч. 1. 112 с.

Архивы:
ГАТО, ф. 160, Тверская духовная консистория, 93090 ед. хр., 1744-1918 гг.;
ф. 64, Канцелярия Тверского архиепископа, 226 ед. хр., 1808-1918 гг.

  
  

Изменения названия

   Тверская    с 1271 г. 13 век
   Тверская и Кашинская    с 1289 г. 13 век
   Тверская и Старицкая    с 1589 г. 16 век
   Калининская и Старицкая    с 1931 г. 20 век
   Калининская и Великолукская    с 16/29.01. 1935 г. 20 век
   Калининская и Кашинская    с 20 век
   до 20 век
   Тверская и Кашинская    с 20 век
  
  

Служители

 Глава
  
   Симеон (Полоцкий, кн.) I, св. 1271 г. 13 век   -  
03/09.02. 1289 г. 13 век
     1
  
   Андрей (Герденев / Ерденев) 1289 г. 13 век   -  
28.03/04.04. 1316 г. 14 век
     2
  
   Варсонофий (1315/1316) 14 век   -  
1328 г. 14 век
     3
  
   Феодор I 03. 1330 г. 14 век   -  
1342 г. 14 век
     4
  
   Феодор II 1342 г. 14 век   -  
1360 г. 14 век
  
  
   Василий 1361 г. 14 век   -  
1372 г. 14 век
     5
  
   Евфимий (Вислен) I 09/16.03. 1374 г. 14 век   -  
01. 1390 г. 14 век
     6
  
   Арсений, св. 15/22.08. 1391 г. 14 век   -  
02/10.03. 1409 г. 15 век
     7
  
   Антоний 02/10.02. 1411 г. 15 век   -  
1434 г. 15 век
  
  
   Илия 1434 г. 15 век   -  
30.12. 1451 г. 15 век
  
  
   Моисей 29.01/06.02. 1453 г. 15 век   -  
1461 г. 15 век
  
  
   Геннадий (Кожин) 25.03/02.04. 1461 г. 15 век   -  
04. 1477 г. 15 век
     8
  
   Вассиан (Стригин-Оболенский) 06/14.12. 1477 г. 15 век   -  
13/25.05. 1508 г. 16 век
     9
  
   Илия (1509) 16 век        10
  
   Нил (Сафонов) 24.08/02.09. 1509 г. 16 век   -  
03/12.04. 1521 г. 16 век
     11
  
   Акакий 30.03/08.04. 1522 г. 16 век   -  
14/23.01. 1567 г. 16 век
     12
  
   Варсонофий, св. 1567 г. 16 век   -  
1570 г. 16 век
     13
  
   Савва 1570 г. 16 век   -  
1573 г. 16 век
  
  
   Феодорит 1573 г. 16 век   -  
1578 г. 16 век
  
  
   Захария 1578 г. 16 век   -  
1602 г. 17 век
     14
  
   Феоктист 01. 1603 г. 17 век   -  
1609 г. 17 век
     15
  
   Арсений (Апостол) Грек (1610) 17 век   -  
1613 г. 17 век
   в/у
  
   Арсений (Апостол) Грек 05. 1613 г. 17 век   -  
1615 г. 17 век
     16
  
   Пафнутий 17/27.02. 1620 г. 17 век   -  
1627 г. 17 век
     17
  
   Евфимий 26.10/05.11. 1628 г. 17 век   -  
1642 г. 17 век
     18
  
   Иона 24.12. 1642 г. 17 век   -  
1654 г. 17 век
  
  
   Лаврентий 16/26.04. 1654 г. 17 век   -  
26.07/05.08. 1657 г. 17 век
     19
  
   Иоасаф 08. 1657 г. 17 век   -  
1676 г. 17 век
  
  
   Симеон 16/26.04. 1676 г. 17 век   -  
07. 1681 г. 17 век
  
  
   Варсонофий (Чертков-Еропкин) 06/17.09. 1681 г. 17 век   -  
12. 1681 г. 17 век
     20
  
   Сергий 05/15.02. 1682 г. 17 век   -  
1702 г. 18 век
  
  
   Каллист (Подборский) 21.02/04.03. 1703 г. 18 век   -  
23.06/04.07. 1711 г. 18 век
  
  
   Алексий (Титов) 09/20.11. 1712 г. 18 век   -  
21.01/01.02. 1714 г. 18 век
  
  
   Варсонофий (Гриневич) 18/31.07. 1954 г. 20 век   -  
29.02/13.03. 1958 г. 20 век
     46
  
   Макарий (Даев) 1958 г. 20 век   -  
1958 г. 20 век
   в/у   47
  
   Феодосий (Погорский) 09/22.06. 1958 г. 20 век   -  
09/22.03. 1960 г. 20 век
  
  
   Иннокентий (Леоферов) 10/23.11. 1960 г. 20 век   -  
06.09. 1971 г. 20 век
  
  
   Гермоген (Орехов) 25.08. 1972 г. 20 век   -  
19.04. 1978 г. 20 век
  
  
   Алексий (Коноплев) 19.04. 1978 г. 20 век   -  
07.10. 1988 г. 20 век
  
  
   Виктор (Олейник) 04.12. 1988 г. 20 век     
  
  
  

Статистика

1912 г.:
Церквей - 1222, часовен - 1025;
Монастырей - 26 (10 женских), 4 женские общины;
Духовная семинария, 9 духовных училищ, епархиальное женское училище, 598 церковных школ;
Библиотек при церквях - 697;
Больниц - 9, богаделен - 13.


2007 г., май:
213 приходов, из них подворий – 7 (архиерейских – 4, монастырских – 3);
13 монастырей (3 мужских и 10 женских);
Общая численность служащего духовенства – 260 человек (в т.ч. диаконов – 32).

 
Библиография

   1   Покровский В.И.. Историко-статистическое описание Тверской губернии: Т. 1-2.. Тверь. 1879  - 1880.
  
   2   Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г.. Тверь. 1914 . 554 с. разд. паг..
  
   3   Первухин Г.П.. О тверских иерархах.. Тверь. 1901 . 175 с..
  
  
  

Состав

   Епархии
 

Кашинское викариатство

Кимрское викариатство

Новоторжское викариатство

Осташковское викариатство

Ржевское викариатство

Спировское викариатство

Старицкое викариатство

 
   Монастыри
 

Монастырь Краснохолмский Николаевский Антониев

Монастырь Малицкий Николаевский (мужской)

Монастырь Ольгинский (женский)

Монастырь Софийский девичий

Монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Бежецкий (женский)

Монастырь в честь Вознесения Господня Оршанский (женский)

Монастырь в честь Рождества Христова (женский)

Монастырь в честь Сретения Господня Кашинский

Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Желтиков

Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Старицкий (мужской)

Монастырь в честь иконы Божией Матери "Казанская" Вышне-Волоцкий (женский)

Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Макариев Калязинский

Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Селижаров

Монастырь во имя св. вмч. Екатерины (женский)

Монастырь во имя свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба Новоторжский (мужской)

Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца Клобуков (женский)

Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца Теребеньковский

Пустынь в честь Богоявления Нило-Столбенская Осташковская (мужской монастырь)

Пустынь во имя Святой Живоначальной Троицы Рябова

 
   Храмы
 

Собор в честь Богоявления в г. Вышний Волочек

Собор в честь Вознесения Господня в г. Твери

Собор в честь Воскресения Христова в г. Твери

Собор в честь Преображения Господня в г. Кимры

Собор в честь Преображения Господня в г. Твери

Собор кафедральный в честь Вознесения Господня в г. Кашине

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Кашине

Храм в честь Богоявления в д. Семендяево

Храм в честь Воздвижения Креста Господня в с. Старобислово

Храм в честь Вознесения Господня в г. Кимры

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Семеновское

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Городня

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Соболы

Храм в честь Рождества Христова в г. Кашине

Храм в честь Рождества Христова в с. Теблеши

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Яринское

Храм в честь иконы Божией Матери "Казанская" в с. Красное

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в Троице-Кочках

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в г. Кашине

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в с. Лобково

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в с. Уницы

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в с. Шарапово

Храм во имя св. прор. Илии в с. Селихово

Храм во имя свт. Иоанна Милостивого патриарха Александрийского в д. Княжиха

Храм во имя свт. Николая Чудотворца в д. Леушино

Храм во имя свт. Николая Чудотворца в п. Кесова Гора

Храм во имя свт. Николая Чудотворца в с. Каюрово

Храм во имя свт. Николая Чудотворца в с. Николо-Ям

 
   Учебные заведения
 

Семинария Тверская духовная

Училище Бежецкое духовное

Училище Вышневолоцкое духовное

Училище Кашинское духовное

Училище Краснохолмское духовное

Училище Новоторжское духовное

Училище Осташковское духовное

Училище Ржевское духовное

Училище Старицкое духовное

Училище Тверское духовное

Училище Тверское епархиальное женское

 
   Периодические издания
 

Тверские епархиальные ведомости

 
   Братства, сестричества, общины, комитеты, союзы, фонды
 

Братство Ржевское Арсение-Дионисиевское

Братство Тверское в честь иконы Божией Матери "Владимирская"

Братство Тверское во имя св. вел. кн. Михаила Ярославича

Комитет Тверской церковно-архелогический

  
  

Комментарии

1) Около 1271 г. утвердился в Твери покинув свою Полоцкую кафедру ввиду "литовских неустройств", то есть междоусобицы князей.
По Амвросию Орнатскому ("Ист. росс. иерарх.", том I, с. 135-142) обе даты иные: первая - 1284 г.; вторая - 1288 г.
По Доброклонскому (вып. I-II) - 1241 г. (опечатка?)
В рукописи протоиерей Штурук (1971 г.) опровергается княжеское происхождение Симеона ("... известия некоторых авторов, что он был "князь Полоцкий" - неверно...") совершенно голословно.
("Семисотлетие Калининской, Тверской епархии". Исторический очерк. Протоиерей Штурук. Рукопись, стр. 4).

2) Андрей Ерденев или Эрдена - из князей литовских, двоюродный брат Псковского князя св. Довмонта (Тимофея). Скончался 14/21.02.1323 г.

3) По Амвросию Орнатскому вторая дата иная: 1327 г.

4) По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 1328 г.
"...В Истории Российской Иерархии ч. I, в главе 7, за Варсонофием, а в других некоторых списках Тверских архиереев, за Феодором I, поставлены епископы: Алексий, Феогност в инде - Феоктист. Но ... нет ни одного факта и никакого другого свидетельства на то, что были в это время Тверские архиереи под упомянутыми именами... Древний Летописец, говоря о святителе Арсении святом, исчислил всех епископов, до него бывших, и ни одного, ни Алексия, ни Феогноста, ни Феоктиста не поместил..." ("Биография Тверской Иерархии" Т. 1859 г., с. 28).
По Титову А.А. ("Тверские епископы", в. 39) хиротонисан во Владимире-Волынском митрополитом Феогностом, который, если следовать данным летописей, не мог быть там ранее 1330 г.
Дата хиротонии - 1330 г. - дана в ряде летописей.

5) По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 1360 г.

6) В подтверждение второй даты Евфимия Висленя приводим следующую выписку из Никоновской летописи: "...князь великий Михайло Александрович Тверский наипаче имяше нелюбие с владыкою Евфимием Тверским, и невосхоте его князь великий, и изыде владыка Евфимий в монастырь св. Николы над ручеем месяца января..."
По другим данным вторая дата иная: 07.1391 г. - она относится к отрешению Вилсеня Собором, собранным в Твери митрополитом св. Киприаном. (Титов А.А. "Тверские епископы", с. 42-43).
По Ив. Забелину ("История города Москвы" М. 1905 г., с. 301) "...в 1391 г. в Твери епископ Евфимий Вислень очень поссорился с Тверским великим князем и после суда над ним отставлен с епископства и водворен в Москве у Михайлова Чуда. Он скончался в 1392 г. и положен за алтарем храма..."

7) По другим данным первая дата иная: 24/31.07.1390 г. - противоречит дате, приводимой рядом летописей, на которые опирается о. Диев (Титов А.А. "Тверские епископы"), год 1391 - основательно доказан о. Диевым.
Отметим, однако, что по "Словарю историческому о святых..." и Амвросию Орнатскому первая дата (хиротонии) иная: 15/22.08.1390 г.
К лику Святых Российской Церкви прочтен Московским Собором 1547 г.

8) Геннадий - родной брат преп. Макария Калязинского.

9) По другим данным вторая дата иная: 23.05/01.06.1508 г.

10) У Титова А.А. ("Тверские епископы", с. 48) читаем: "...в продолжении Нестора стр. 352, под летом 7017 (1509 - Сост.) сказано: "того лета поставлен Илия во епископы в Тверь". Разве не был ли после Вассиана перед Нилом епископ Илия, остается об этом исследовать более опытным..." (о. Диев).

11) Год первой даты подтверждают также Временник, Никон летописец, Карамзин и так далее, но (что авторитетнее всего) 1509 года подтверждается вычислениями пасхалистов.
По другим данным дата хиротонии иная: 24.08/02.09.1508 г.
В Никоновской летописи ошибочно наименован "Данил гречин".

12) Родной брат препод. Иосифа Волоколамского.

13) По "Словарю историческому о святых..." и Амвросию Орнатскому первая дата иная: 1563 г. По Амвросию Орнатскому вторая дата - 1576 г.
По протоиерею Первухину Г.П. ("О Тверских Иерархах", Тверь, 1901 г.) св. Варсонофий в 1571 г. отошел из Твери в Казань, принял там схиму и 11/20.04.1576 г. преставился".

14) "...На Соборе, в мае 1589 года,... было предположено основать епархию Дмитровскую, с титулом епископа Дмитровского и Кашинского... Захария... в январе того 1589 года... именованный Тверским и Кашинским, в мае того года писался уже... Тверским Старицким...
...Учреждение Дмитровской епархии, неизвестно почему не состоялось... Тверские архиереи... опять начали титуловаться Тверскими и Кашинскими, например тот же Захария в Соборном определении 1598 года..."
(Титов А.А. "Тверские епископы", с. 51-52).

15) По протоиерею Первухину Г.Н. ("О Тверских Иерархах", Тверь, 1901 г.) замучен тушинцами.

16) Арсений, родом грек, б. архиепископ Галасунский (Эласонский), в 1588 г. прибыл в Россию за сбором милостыни, остался на жительство в Москве и был определен к Архангельскому (в Кремле) собору для служения у царских гробниц.
Что же касается его отношения к Тверской кафедре, то "...начиная с 1609 г., когда Феоктист схвачен был поляками и литовцами, и Тверская... кафедра... оставалась праздною... даже до 1613 года. Думать надобно, что в это время греческий архиепископ Арсений... по убиении Феоктиста, заведывал Тверскою епархиею..."
В 1613 г. уже встречается подпись его: "Смиренный Арсений, Божиею Милостию архиепископ Архангельский и Тверской и Кашинский".
На сохранившемся антиминсе 15/25.03.1613 г. сказано, что он освящен "при архиепископе Арсении Тверском и Кашинском".
На Евангелии, писанном в 1417 г. по листам читается следующая подпись: "Смиренный Арсений, Архиепископ Тверский и Кашинский и преж Архангельский, гречанин, дал сие евангелие в дом великого архистратига Михаила". (Хранилось в библиотеке Тверского кафедрального собора).
("Биография Тверской Иерархии" Т. 1859 г., с. 71-73).

17) По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 1608 г.

18) По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 1623 г.

19) По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 16/26.04.1657 г.

20) Кратковременность его пребывания здесь объясняется тем, что он переведен был из Крутиц "...митрополитом же в Тверь, где положили было открыть митрополию. Но как митрополия Крутицкая... опять восстановлена: то Варсонофий немедленно возвращен на оную, а в Твери, по прежнему, осталась архиепископия..." ("Биография Тверской Иерархии", Т. 1859 г., с. 91).

21) По Амвросию Орнатскому вторая дата иная: 09/20.06.1720 г.

22) По другим данным вторая дата иная: 24.02/07.03.1723 г.

23) За успешную борьбу с лютеранством и церковной бироновщиной, возглавляемой авантюристом Феофаном Прокоповичем, оклеветан, неправедно судим, лишен сана и монашества и заключен под стражу.
(По Евдокимову И. ("Каталог Православных Архиереев Тверских" с. 9, 25).
"...Горькая участь Феофилакта Лопатинского немало была отягчена мстительно-пристрастным отношением к нему знаменитого Феофана Прокоповича, бывшего во время суда и следствия над ним... "главным судиею, главным врагом и исцом его..."
"...По лишении же архиерейского и монашеского чина наречен Феодор и бит плетьми в тайной (канцелярии - Сост.)..."
"...высочайшей тогда власти донесено было, яко бы умре, и никто не знал подлинно что жив, - вси говорили, что завезен некуда в ссылку и тамо умре; а на его место, яко в праздную епархию, произведен Митрофан Слотвинский..."
Отправлен в 1740 г. "...егда же Бирону отрешену бывшу от регентства Российской империи..."
"...Егда от казармы... взят на подворье Новгородское, и от оскорблой на нем грязи и вшей премногих очищен и омыт, тогда сам преосвященный Амвросий (Юшкевич - Сост.), архиепископ Новгородский со многими слезами на него весь паки монашеский и архиерейский чин возложил..."
Скончался 06/17.05.1741 г. Погребен в Александро-Невской лавре.

24) По другим данным первая дата иная: 08/19.10.1738 г.

25) По "Истории Нижегородской епархии" и Амвросию Орнатскому первая дата иная: 02/13.03.1753 г. Вторая дата по "Истории Нижегородской епархии" 15/26.09.1761 г. То есть на три с лишком года перекрывает дату назначения преемника (Афанасия Больховского).
По "Биографии Тверской Иерархии" обе даты иные. Первая - 21.04/02.05.1758 г.

26) По "Биографии Тверской Иерархии" обе даты иные. Первая - 21.04/02.05.1758 г.; вторая - 28.05/08.06.1763 г.
По другим данным первая дата иная: 02/13.04 и 17/28.04.1758 г.

27) По Амвросию Орнатскому вторая дата иная: 20/31.10.1763 г. По другим данным - 29.10/09.11.1763 г.

28) Приведенная нами как олщепринятая фамилия митрополита Платона, на самом деле не соответствует действительности. Подлинная его фамилия Левшинов, а не Левшин - как это утвердилосьв общественном сознании и литературе. так, Левшиновым, он сам именует себя на всем протяжении "Записок о жизни Платона, митрополита Московского, им самим писанных, и оконченных Самуилом (Запольским-Платоновым) Костромским епископом", помещенных в труде И.М.Снегирева "Жизнь Московского митрополита Платона", изд. 4, М. 1891 г.
Например, на с. 206 читаем: "...обучался Петр Левшинов (ибо так он прозывался) латинскому языку и помянутым наукам..." и так далее (см. также с. 208, 210).
По Амвросию Орнатскому вторая дата иная: 22.01/02.02.1775 г. По другим: 27.01/07.02.1775 г.

29) По "Биографии Тверской иерархии" (с. 135) первая дата иная: 03/14.03.1775 г.

30) По "Истории Нижегородской Иерархии" день и месяц кончины те же, то на год раньше (1787 г.)

31) По другим данным вторая дата иная: 11/22.10.1798 г.

32) По "Истории Нижегородской епархии" и Амвросию Орнатскому вторая дата иная: 15/26.01.1800 г.

33) По "Биографии Тверской Иерархии" вторая дата иная: 18/30.09.1803 г.

34) По "Биографии Тверской Иерархии" первая дата иная: 17/29.07.1821 г.

35) По "Биографии Тверской Иерархии" первая дата иная: 28.07/09.08.1831 г.

36) По другим данным вторая дата иная: 15/27.05.1876 г.

37) По ММЛ "РПИ" (734) вторая дата (кончины) иная: 18/30.09.1896 г. - неверная.

38) На епархии не был. По болезни получил увольнение на покой (на три года). С 1908 г. - Варшавский (см.).

39) Епископ Старицкий, викарий Тверской (Калининской) епархии.

40) По ММЛ "РПИ" (760) "постановлением съезда духовенства и мирян удален с Тверской кафедры за очень суровое управление и крайне строгое обращение с духовенством". Это лишь демагогическая фраза. В действительности - за свою бывшую близость к только что (тогда) свергнутому государственному строю.
До своего назначения на Варшавскую кафедру продолжал титуловаться Тверским и Кашинским (то есть по 1921 г.).

41) Епископ Старицкий.

42) Епископ Старицкий.

43) По ММЛ "РПИ" (842) значится, что далее Фаддей Успенский будто бы управлял Костромской епархией "...с 18 октября 1936 года - архиепископ Костромской.
С 1937 года епархией не управлял.
Скончался 2 января 1942 года в городе Калинине от сердечной слабости..." и так далее. Все это неверно.
Общеизвестно, что архиепископ Фадей Успегский окончил свое земное бытие, действительно в Калинине, но не в 1942 году, а 20.12.1937/02.01.1938 г., и был заочно отпет протопресвитером Н.Ф.Колчицким, в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве.
На Костромской кафедре никогда не был.

44) Назначен по принятии из обновленческого раскола, где он коснел двадцать лет и где снял с себя архиерейский сан.
Первая дата по АМЛ ("Каталог русск. архиер. обн-цев", 78). Вторая: ЖМП 1944 г., № 10.

45) По ММЛ "РПИ" (59) вторая дата иная: 16/29.07.1954 г.

46) По ММЛ "РПИ" (155) первая дата иная: 16/29.07.1954 г.

47) Архиепископ Можайский.


Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"